РЕФЕРАТ - Виды мышления


СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
     1.     Мышление как объект исследования в психологии               
      2.     Виды мышления и стадии его развития
Выводы
Список литературы


Вартість – 60 грн. 


                   

Введение
Среди духовных способностей человека есть такая, которая на протяжении многих столетий была предметом пристального внимания ученых и которая вместе с тем до сих пор является труднейшим и загадочным предметом науки. Это способность мыслить. С ней мы постоянно сталкиваемся в труде, в учении, в быту.
Любая деятельность неотделима от мыслительной работы. Во всяком настоящем деле нужно осуществить мыслительное действие, интеллектуальную работу.
Ощущение и восприятие отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях [23,с.262].

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в познавательных процессах определяет их уровень развития [19,с.275].
Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.
Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений [29,с.170].
Изучению закономерностей мышления посвящены работы Гальперина П.Я., Занкова Л.В., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б. и др.
Так же проблемами мышления занимались многие зарубежные исследователи: Р.Гайсон, Ф.Гальтон,  К.Мейли, Ж.Пиаже, Ф.Тайсон,  и др.


1.     Мышление как объект исследования в психологии               
«Мышление – это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и то общего к отдельному», писал С.Л.Рубинштейн [25,с.361].
Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.                                
Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном [16, 376].
.............................................................................................................................

Выводы
1. Мышление — это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отно­шениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью. Другими словами, мышление есть психический процесс позна­ния, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Мышление — высшая форма отражения окружающей действительности. Мышление есть обобщенное и опосредствованное, словом познание действительности. Мышле­ние дает возможность познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть резуль­таты тех или иных действий, осуществлять творческую, целена­правленную деятельность.
2. В психологии различают следующие виды мышления:    по типу познания -   теоретическое и эмпирическое; по генезу - наглядно-действенное, наглядно-образное,  словесно- логическое;  по средствам действия - вербальное и наглядное; по функциям - творческое и критическое; по степени рефлексии - интуитивное и рациональное;  по типу проблем - практическое и теоретическое.
3. Процесс развития мышления по Л.С.Выготскому включает в себя следующие стадии: стадию синкретического мышления, стадию комплексного мышления, стадию псевдопонятий, стадию настоящих понятий.


Список литературы:
1.     Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие.  Иркутск, 1999.
2.     Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. Т. 2. М.: Лабиринт, 1999. 256с.
3.     Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: Лабиринт, 2000. 567с.
4.     Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Академия, 1996. 473с.
5.     Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления. Христоматия по общей психологии.  М.: Школа-Пресс, 2001. 457с.
6.     Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2007. 509с.
7.     Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Апрель-Пресс, 2007. 352с.
8.     Немов Р.С. Психология:  В 3 кн. кн 1.  М.: Владос, 2008. 688с.
9.     Немов Р.С. Психология:  В 3 кн . кн 3.  М.: Владос, 2008. 630с.
10.         Немов Р.С. психологи, словарь-справочник: В 2 частях. М.: Владос, 2003.567с.
11.         Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2 т. T.I. М.: Педагогика, 2000. 712с.
12.         Столяренко Л.Д. Основы психологии . Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 671с.
13.         Тихомиров O.K. Лекции по психологии. М.: Юрайт, 2008. 578с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий