СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1.
Мышление
как объект исследования в психологии
2. Виды мышления и стадии его развития
Выводы
Введение
Среди духовных
способностей человека есть такая, которая на протяжении многих столетий была
предметом пристального внимания ученых и которая вместе с тем до сих пор
является труднейшим и загадочным предметом науки. Это способность мыслить. С
ней мы постоянно сталкиваемся в труде, в учении, в быту.
Любая деятельность
неотделима от мыслительной работы. Во всяком настоящем деле нужно осуществить
мыслительное действие, интеллектуальную работу.
Ощущение и восприятие
отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее
случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий,
сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие
этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства:
выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким
образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в
его связях и отношениях [23,с.262].
На практике мышление как
отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех
других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти,
речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень
его участия в познавательных процессах определяет их уровень развития
[19,с.275].
Функция мышления –
расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.
Задача мышления –
раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от
случайных совпадений [29,с.170].
Изучению закономерностей
мышления посвящены работы Гальперина П.Я., Занкова Л.В., Леонтьева А.Н.,
Эльконина Д.Б. и др.
Так же проблемами
мышления занимались многие зарубежные исследователи: Р.Гайсон, Ф.Гальтон, К.Мейли, Ж.Пиаже, Ф.Тайсон, и др.
1.
Мышление как объект исследования в
психологии
«Мышление – это движение
мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и то общего к
отдельному», писал С.Л.Рубинштейн [25,с.361].
Первая особенность
мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо,
непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через
другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные
чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее
приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание
опосредованное.
Вторая особенность
мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в
объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов
связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в
конкретном [16, 376].
.............................................................................................................................
Выводы
1. Мышление — это
обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее
существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с
речью. Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный
с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим
преобразованием действительности. Мышление — высшая форма отражения окружающей
действительности. Мышление есть обобщенное и опосредствованное, словом познание
действительности. Мышление дает возможность познать сущность предметов и
явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или
иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность.
2. В психологии различают
следующие виды мышления: по типу
познания - теоретическое и
эмпирическое; по генезу - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно- логическое; по средствам действия - вербальное и
наглядное; по функциям - творческое и критическое; по степени рефлексии -
интуитивное и рациональное; по типу
проблем - практическое и теоретическое.
3. Процесс развития
мышления по Л.С.Выготскому включает в себя следующие стадии: стадию
синкретического мышления, стадию комплексного мышления, стадию псевдопонятий,
стадию настоящих понятий.
Список литературы:
1. Асеев В.Г. Возрастная психология:
Учебное пособие. Иркутск, 1999.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр.
соч. Т. 2. М .:
Лабиринт, 1999. 256с.
3. Гальперин П. Я. Введение в
психологию. М.: Лабиринт, 2000. 567с.
4. Давыдов В. В. Теория развивающего
обучения. М.: Академия, 1996. 473с.
5. Дункер К. Подходы к исследованию
продуктивного мышления. Христоматия по общей психологии. М.: Школа-Пресс, 2001. 457с.
6. Леонтьев А. Н. Лекции по общей
психологии. М.: Смысл, 2007. 509с.
7. Мухина В. С. Возрастная психология. М.:
Апрель-Пресс, 2007. 352с.
8. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. кн 1.
М.: Владос, 2008. 688с.
9. Немов Р.С. Психология: В 3 кн . кн 3.
М.: Владос, 2008. 630с.
10.
Немов
Р.С. психологи, словарь-справочник: В 2 частях. М.: Владос, 2003.567с.
11.
Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии в 2 т. T.I. М.: Педагогика, 2000. 712с.
12.
Столяренко
Л.Д. Основы психологии . Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 671с.
13.
Тихомиров
O.K. Лекции по психологии. М.: Юрайт, 2008. 578с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий