РЕФЕРАТ
Поздние национальные религии - Джайнизм и сикхизм
План
Вступление
1. Джайнизм
2. Сикхизм
Выводы
Список
использованной литературы
Вступление
Ранние
национальные религии не сохранились до наших времен, но многие идеи и их обряды
вошли в современные религии. Позже национальные религии выступают такими
религиозными верованиями, которые охватывают своим влиянием все социальные слои
населения в пределах одной национальности. К этой религиозной форме принадлежат
многие религии нашего времени - индуизм, сикхизм, джайнизм (Индия), конфуцианство, даосизм (Китай), синтоизм (Япония), иудаизм (религия евреев во многих
странах мира), зороастризм (Иран) и др.
Исторической
почвой возникновения поздних национальных религий был кризис общественных
порядков, при котором возникла потребность использовать религии в роли средств
утехи и успокоения наиболее подавленной части общества. В большинстве случаев
суть этого кризиса оказалась в расписании рабовладения и переходе к феодальным
общественным отношениям. Однако имели место и специфические формы проявлений
данного кризиса. Так, в жизни еврейской народности кризис выразился в том, что
она рано потеряла свою национальную государственность и на длительное время
попала к чужоземцев-захватчиков В этих условиях национальная
религия евреев перестала быть религией только верхов общества, потеряла
характерную для ранних национальных религий функцию теологического противостояния
верхов низам.
Какие же черты поздних национальных
религий являются основными?
Первая
черта - большие масштабы влияния. В данном случае религия играет роль средства
притеснения всех подавленных социальных слоев того или другого национального
государства. Теперь возможность принять участие в отправлении культа малая и
наиболее эксплуатируемая часть общества. Так, индуизм, который пришел на смену
брахманизма, ликвидировал деление индусов на "однонарожденных" и
"дваждырожденных".
Вторая
черта - длинная живучесть. Многие поздние национальные религии, как отмечалось,
существуют и до этого времени.
Третья
черта - единство политеизма и монотеизма. Большинство религий этого типа
является политеистическими. Но есть среди них и монотеистки (от грецк. топоз - один, Шеоз
- бог - единобожие). К последним принадлежат иудаизм и
сикхизм.
Четвертая
черта - упрощение жертвоприношений. Жертвы скота, птицы значительно сокращены
или совсем ликвидированы. Полностью отказались поздние национальные религии от
человеческих жертвоприношений.
Пятая
черта - развитая учения о загробных отплатах. На этом этапе развития религии
учение о потусторонней жизни получило первостепенное значение.
Примером
сохранения до наших дней поздней национальной религии является иудаизм, который
в VII ст. до н.э. пришел на смену древнееврейской религии и
насчитывает сегодня, согласно с данными ООН, около 14 млн. своих сторонников.
В
общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно важную роль, войдя
существенной частью в состав христианства и ислама - двух наибольших мировых
религий. Чтобы ее лучше понять, остановимся на истории и содержании
"закона Моисея".
1. Джайнизм
Джайнизм
– одна из религий Индии, возникла в 6
веке до н. э. По преданию учение было передано из глубин веков 24
пророками-учителями, последний из которых – Вардхамана Махавира (прозванный Джина).
Джина
– победитель, тот , кто победил карму
и устранил препятствия с пути религиозного спасения. Джайны поклоняются своим полумифическим
пророкам как божествам.
.....
2. Сикхизм
История
сикхизма - одной из самых молодых религий мира - насчитывaeт
пять веков. По историческим меркам это не такой уж большой срок. Тем не менее,
эти столетия вместили в себя многое: зарождение учения сикхов при Гуру Нанаке в
конце XV- начале XVI вв., дальнейшее
формирование учения при девяти последующих гуру в XVI - XVIII вв., расцвет,
трансформацию и возникновение современных форм сикхской религии.
Религиозно-реформаторское учение Гуру Нанака благодаря простоте и доступности
проповедуемых принципов, предлагаемому относительно лёгкому (в сравнении,
например, с индуизмом) пути спасения, а также что немаловажно - своему оптимистическому
настрою привлекло к себе много единомышленников.
.......
Выводы
После выше изложенного можно сделать некоторые
выводы и заключения.
Можно
отметить, что джайнизм (4,3 млн. верующих) - религия, которая возникла в Индии
в VI ст. до н.э. одновременно с буддизмом как оппозиция брахманизма, что
освящал кастовый строй. Джайнизм выражал интересы прогрессивных слоев
индийского рабовладельческого общества. Последователи джайнизма
поклоняются 24 пророкам, последним из которых был легендарный основатель джайнизма Ма-хавира Вардхамана (VI ст. к н. е.), на
прозвище Джина (с санскр. -
победитель); отсюда и название джайнизма. Рассказы о
Джине и его учениках составили каноничную религиозную литературу джайнизма (сиддханта).
Согласно
с джайнизмом, Джина проповедовал пять истин: не
убей, не говори неправды, не кради, не
привязывайся к земным вещам, будь непорочным (для монахов). Джайнизм сберег ряд
элементов брахманизма: веру в перевоплощение душ, учения о карме, о
периодическом появлении пророков.
Джайнизм
и буддизм отрицают кастовый уклад, учение об индивидуальном лишении от
страданий, святость Вед, брахманистские обряды. Обряды джайнизма
предусматривают поклонение Джине как божеству, а также его ученикам, чтение
священных текстов, публичные исповеди. В наши дни делаются попытки
модернизировать джайнизм, что оказывается в движении ануварт (моральное возрождение общества), которое
ставит целью освободить человека от изъянов воспитания.
Ануварти
проповедуют реформаторские идеи классового общества: выступают против
накопления богатства и насильственной эксплуатации.
Ттак
же можно подвести черту в изучении мной сикхизма. Нужно отметить, что сикхизм
(18 млн.) основан Нанаком (1469- 1539 гг.), сыном мелкого торговца
из касты Кшатриив. Он родился в селе Тальванди в Пенджабе, что входило тогда в
империю Больших Моголов. Нанак разработал все основные положения сикхизма и на длительное время определил характер
общины. Религиозно-философская система сикхизма на
протяжении пяти с половиной веков своего существования неоднократно изменялась,
но ее догматы оставались почти неизменными, так же как и в первой половине XVI
ст., когда Нанак начал проповедовать свое учение. Основатель сикхизма много сделал для пропаганды своей религии: если
сообщение сикхистских авторов о его путешествиях к Мекке,
Медии, Багдада не кажутся достоверными, то, несомненно, он много ходил по
Пенджабу, где нашел последователей среди индусов и мусульман. Нанак был первым
гуру секты: его преемники носили этот титул до конца XVII ст., когда десятый
вожак сикхов Говинд радикально изменил характер общины и устранил должность
гуру. Восемь гуру, которые шли за Нанаком, развивали его идеи и не внесли в сикхизм кардинальных изменений: только следующему
суждено было наполнить идеологию общины новым содержанием и предоставить ей
новий характера, хотя основные догматы религии Нанака остались непреклонными.
В
гимнах, поэмах, молитвах Нанака, которые вошли в "Грантх Сахиб" -
"библии" сикхов, его взгляды выложены и систематизированы.
Центральное
место в философии сикхизма занимает
понятие Бога. Для доказательства существования Бога ни Нанак, ни другие гуру не
прибегали к утонченной системе аргументации, как это делали идеологи
христианства в Европе или философы индийских школ. Бог
для вероучителей сикхизма был самоочевидной реальностью, поэтому ни их
эпоха, ни их аудитория не требовали доказательств его существования. Нанаку не
было потребности доводить существование того, что его слушатели считали
несомненным: когда речь шла о теологических вопросах, он чаще всего уделял
внимание проповеди единства Бога, что давало повод многим исследователям
считать одной из важных отличных особенностей сикхизма
его монотеизм. "Суды об одном Боге, откуда быть другому?" - постоянно
повторяет гуру. Источника сикхского единобожия в первую очередь следует искать в
традициях монотеистов самого индуизма: религия Нанака, которая вышла из лона
индуизма, обязанная ему многими своими доктринами. Важным фактором, который
повлиял на формирование как взглядов монотеистов основателя сикхизма, так и многих других идей, что их он внедрял,
были учения таких средневековых индийских мыслителей, как Рамануджа (XI ст.),
Ним-барка (XII ст.), Мадхва (XIII ст.), Чантанья (XV ст.).
Следовательно,
поздние национальные религии являются определенной системой, что
распространялась в пределах существующих на то время государств и этнических
территорий, их история тесно связана с историей соответствующих народов и
государств. Часть из них передавала кое-что из своего арсенала следующим
религиям, некоторые существуют и теперь, в известной мере трансформировавшись и
приспособившись к современным реалиям жизни. Они передали эстафету
исторического развития религиозных представлений на более качественном уровне
так называемым мировым религиям.
Список использованной литературы:
1.
Лубський В.І. Релігієзнавство. Київ., 1997, с. 180-181
2.
Васильев
Л.С. История религий Востока. М., 1983, с. 194-202
3.
Основы
религиоведения. Под редакцией И.Н. Яблокова. М., 1998, с. 101-108
4.
Релігієзнавство. За
редак. Рибачука М.Ф. Навчальний
посібник. Київ, 1997
5.
Токарев
С.А. Ранние формы религии. М., 1990.
6.
Токарев
С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976
Комментариев нет:
Отправить комментарий