ДВУХГОЛОСНЫЕ ДИКТАНТЫ Издание 2-е - Составитель Галина Робертовна Фрейндлинг



ДВУХГОЛОСНЫЕ ДИКТАНТЫ Издание 2-е
Составитель Галина Робертовна Фрейндлинг
Редактор М. А. Элик. Худож. редактор Т. С. Пугачева Техн. редактор Г. С. Мичурина. Корректоры Г. Н. Николаев, С. Н. Мурашова Подписано к печати в| V 1975 г. Формат 60х90Ч1. Бумага офсеТная № 2. Печ. л. 6,5 (6,5). Уч.-изд. л. 6,5. Тираж 18140 экз. Заказ № 636. Цена 64 к. Издательство „Музыка“, Ленинградское отделение 191011, Ленинград, Инженерная ул., 9.
Ленинградская фабрика офсетной печати N9 1 Союэполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Ленинград, 197101, Кронверксчая ул., 7.

СОДЕРЖАНИЕ
Отсоставителя                      3
Честь первая. Гармоническое двухголосие
Раздел I. Диатоника 7
§ 1. Двухголосие интервально-гармонического склада 7
§ 2. Опора мелодии на гармонический бас          11
§ 3. Мелодизация нижнего голоса 16
Раздел II. Хроматизм           .20
§ 1. Хроматизм в верхнем голосе  20
§ 2. Хроматизм в нижнем голосе   23
$ 3. Хроматизм в верхнем и нижнем голосах .... 28
Раздел III. Модуляция         31
§ 1. Модуляция-отклонение , ........            31
9 2. Модуляция-переход                 39
$ 3. Модулирующий период, включающий проходящую модуляцию            56
Часть вторая. Полифоническое двухголосие
Раздел IV. Полифоническое двухголосие без имитации           64
Раздел V. Полифоническое двухголосие с элементами имитаций      71
Раздел VI. Имитационное двухголосие    75
§ 1. Канон                             75
§ 2. Фуга        79
Приложение
Двухголосные примеры из произведений советских компо­зиторов   8 1
Указатель музыкальных произведений    100

Состояние -отличное. 

Стоимость - 30 грн./120 RUB






Учебное пособие «Двухголосные диктанты» Г.Фрейндлинг одобрено кафедрой теории музыки Ленинградской ордена Ленина консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
Составитель Г. Фрейндлинг


Предлагаемый сборник двухголосных диктантов представляет собой пособие для преподавателей сольфеджио музыкаль­ных училищ и консерваторий. Он может быть использован на и г ох отделах и факультетах. 
Материалом для сборника послужили произведения русской и зарубежной классики, народного творчества, а также советских (в основном ленинградских) композиторов.
При отборе материала и его систематизации составитель ру­ководствовался методическими принципами в области воспитания музыкального слуха, сложившимися в процессе многолетнего опыта работы педагогов-сольфеджистов Ленинградской консерватории. Использованы также многие положения методи­ки музыкального диктанта, обобщенные в целом ряде совет­ских изданий послевоенного периода.
Критериями отбора примеров для сборника явились их худо­жественная ценность, яркость, запоминаемость, ясность, завер­шенность формы. Подавляющее большинство представленных п сборнике примеров сохранено в своем оригинальном виде. Имеются лишь такие неизбежные изменения, как, например: ис­пользование крайних голосов (в основном, в примерах из инструментальных произведений); перенесение мелодии в единый регистр (для удобства записи) в том случае, когда происходит смена регистров; перенесение мелодии или баса в более удоб­ный для слушания и записи регистр; сохранение в сопровожде­нии только опорных басов.
В отдельных случаях в диктантах нет обозначений темпа, что объясняется их отсутствием в произведениях, из которых взяты на примеры.
В процессе работы над двухголосным диктантом необходимо стремиться к воспитанию у учащихся навыка слышания и записи двух голосов в одновременном звучании. В этом сложность за­дачи.
При работе над примерами интервально-гармонического склада требование одновременной записи голосов, как мелоди­чески связанной последовательности интервалов, должно быть выполнено категорически. В примерах гомофонно-гармоничес­кого склада, где бас или верхний голос более самостоятельны, перед учащимися возникают дополнительные трудности — сочетание разных регистров, интонационная и ритмическая само­стоятельность, скачки и т. д. В этих случаях можно пользоваться после предварительного анализа поочередной записью голосов в пределах фразы, предложения, обращая внимание учащихся на сочетание обоих голосов. В трудных случаях, при значитель­ной индивидуализации каждого из голосов, возможна запись первоначально целиком либо баса, либо мелодии. Но в этом слу­чае, переходя к записи второго голоса, надо добиваться от уча­щихся слышания его в одновременном звучании с уже зафикси­рованным голосом. При этом надо воспитывать внимание к функциональному значению баса и взаимосвязи его в этом от­ношении с верхним голосом, к построению кадансовых оборо­тов, завершающих фразу, предложение, период, к формирова­нию кульминационных моментов в обоих голосах; прививать на­выки анализа взаимоотношения голосов в процессе их движения (выдержанный голос, параллельное или противоположное дви­жение, секвенционное развитие), обращать внимание на особен­ности построений; прививать навыки эскизной записи диктанта.
Решительно должна быть осуждена существующая, к сожа­лению, еще до сих пор практика слушания и записи раздельно каждого из голосов независимо один от другого. Это приводит, по-существу, к записи двух одноголосных диктантов.
После того как диктант записан, полезно предложить уча­щимся проиграть его по памяти на рояле. Тем самым закрепля­ется в сознании учащегося целостное представление о диктанте, активизируется музыкальная память и проверяется степень осо­знанности услышанного.
Работа над двухголосным диктантом должна продолжаться и дома: транспонирование записанных на уроке примеров по па­мяти.
Для успешной работы над материалом второго раздела пер­вой части («Хроматизм») необходимо наличие у учащихся навы­ка слышания вводнотонности, умение акцентировать внимание на той ступени, в которую разрешается хроматический звук. Здесь, как и в остальных разделах, полезен на первых этапах предварительный устный анализ записываемого примера.
В начале раздела «Модуляция» подобраны примеры, содер­жащие модуляцию-отклонение. После того как учащиеся приоб­рели навык слушания вводнотонности, появление хроматических звуков в любом из голосов не представит для них трудности определить их как признаки отклонения в другую тональность. Здесь следует обратить внимание учащихся на изменившуюся роль хроматических звуков, свидетельствующих в данном слу­чае о смещении тонического центра.
В параграфе «Модуляция — переход» преобладают примеры, содержащие модуляцию в доминанту и параллельный строй, как наиболее распространенные в литературе. Примеры на модуля позицию в тональности других ступеней в отдельные подгруппы не пмделены.
Здесь же имеется группа примеров, представляющих собой предложения сложных периодов с модуляцией-переходом в но- пую тональность в серединном кадансе (см. прим. 97, 119 и др.).
Материал третьего параграфа этого раздела составляют примеры, в которых имеется проходящая модуляция.
Полифонические двухголосные примеры выделены в сборни­ки в самостоятельную часть, т. к. опыт работы'показывает, что п \>и овладении полифоническим стилем в области двухголосно­го диктанта значительно удобнее пользоваться специально ото­бранным и систематизированным материалом соответственно но шикающим при этом методическим задачам.
В процессе работы над каноническим двухголосием есть опасность механической записи второго голоса, точно повто­ряющего ранее написанный. Во избежание подобного педагог должен фиксировать слуховое внимание учащихся на интонаци­онно-ритмическом результате сочетания двух голосов. Ряд при­меров данного параграфа представляет собой каноны в различ­ный интервал, а также неточное каноническое проведение го­лосов, что должно помочь педагогу воспитать у учащихся актив­ное слуховое осознание такого рода двухголосия.
Во втором параграфе раздела «Имитационное двухголосие» («Фуга») почти отсутствуют примеры из фуг И.-С. Баха (опубли- коианы в других сборниках). Можно рекомендовать как наибо­лее доступные для двухголосного диктанта начальные проведе­нии голосов в фугах c-moll, g-moll, b-moll из 1-го тома и Es-dur, f moll, As-dur из второго тома «Хорошо темперированного клавира».
Появление в сборнике Приложения, посвященного новым инюнационно-ладовым трудностям, характерным для современ­ного музыкального творчества, вызвано все возрастающей не­обходимостью воспитания у учащихся слухового восприятия но- иого качества интонационно-ладовой основы, отличающейся от привычного слуху звучания произведений русской и западной классики XVIII—XIX вв. Этот раздел (особенно его вторая поло- нина) предназначен для композиторских и музыковедческих факультетов консерваторий.
Как видно из расположения материала, при его систематиза­ции учитывались и сложности ритмического строения. Однако, поскольку основным критерием усложнения явилось, прежде исего, ладово-интонационное и гармоническое содержание, не представлялось возможным группировать диктанты, исходя из особенностей метроритма.
Так, например, нельзя было объединить вместе диктанты, на­писанные в размере Alla breve, в смешанных и переменных раз­мерах и т. д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий