ДВУХГОЛОСНЫЕ ДИКТАНТЫ Издание 2-е
Составитель Галина Робертовна Фрейндлинг
Редактор М. А. Элик. Худож. редактор Т. С. Пугачева Техн.
редактор Г. С. Мичурина. Корректоры Г. Н. Николаев, С. Н. Мурашова Подписано к
печати в| V 1975 г. Формат 60х90Ч1. Бумага офсеТная № 2. Печ. л. 6,5 (6,5).
Уч.-изд. л. 6,5. Тираж 18140 экз. Заказ № 636. Цена 64 к. Издательство
„Музыка“, Ленинградское отделение 191011, Ленинград, Инженерная ул., 9.
Ленинградская фабрика офсетной печати N9 1
Союэполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам
издательств, полиграфии и книжной торговли. Ленинград, 197101, Кронверксчая
ул., 7.
СОДЕРЖАНИЕ
Отсоставителя 3
Честь
первая. Гармоническое двухголосие
Раздел
I. Диатоника 7
§
1. Двухголосие интервально-гармонического склада 7
§
2. Опора мелодии на гармонический бас 11
§
3. Мелодизация нижнего голоса 16
Раздел
II. Хроматизм .20
§
1. Хроматизм в верхнем голосе 20
§
2. Хроматизм в нижнем голосе 23
$
3. Хроматизм в верхнем и нижнем голосах .... 28
Раздел
III. Модуляция 31
§
1. Модуляция-отклонение , ........ 31
9
2. Модуляция-переход 39
$
3. Модулирующий период, включающий проходящую модуляцию 56
Часть
вторая. Полифоническое двухголосие
Раздел
IV. Полифоническое двухголосие без имитации 64
Раздел V. Полифоническое двухголосие
с элементами имитаций 71
Раздел VI. Имитационное
двухголосие 75
§ 1. Канон 75
§
2. Фуга 79
Приложение
Двухголосные
примеры из произведений советских композиторов 8 1
Учебное пособие «Двухголосные диктанты» Г.Фрейндлинг
одобрено кафедрой теории музыки Ленинградской ордена Ленина консерватории имени
Н. А. Римского-Корсакова
Составитель Г. Фрейндлинг
Предлагаемый сборник двухголосных диктантов
представляет собой пособие для преподавателей сольфеджио музыкальных училищ и
консерваторий. Он может быть использован на и г ох отделах и факультетах.
Материалом для сборника послужили произведения
русской и зарубежной классики, народного творчества, а также советских (в
основном ленинградских) композиторов.
При отборе материала и его систематизации
составитель руководствовался методическими принципами в области воспитания музыкального слуха, сложившимися в процессе многолетнего опыта работы
педагогов-сольфеджистов Ленинградской консерватории. Использованы также многие
положения методики музыкального диктанта, обобщенные в целом ряде советских
изданий послевоенного периода.
Критериями отбора примеров для сборника явились их
художественная ценность, яркость, запоминаемость, ясность, завершенность
формы. Подавляющее большинство представленных п сборнике примеров сохранено в
своем оригинальном виде. Имеются лишь такие неизбежные изменения, как,
например: использование крайних голосов (в основном, в примерах из инструментальных
произведений); перенесение мелодии в единый регистр (для удобства записи) в том
случае, когда происходит смена регистров; перенесение мелодии или баса в
более удобный для слушания и записи регистр; сохранение в сопровождении
только опорных басов.
В отдельных случаях в диктантах нет обозначений
темпа, что объясняется их отсутствием в произведениях, из которых взяты на примеры.
В процессе работы над двухголосным диктантом
необходимо стремиться к воспитанию у учащихся навыка слышания и записи двух
голосов в одновременном звучании. В этом сложность задачи.
При работе над примерами интервально-гармонического
склада требование одновременной записи голосов, как мелодически связанной
последовательности интервалов, должно быть выполнено категорически. В примерах
гомофонно-гармонического склада, где бас или верхний голос более
самостоятельны, перед учащимися возникают дополнительные трудности — соче тание разных
регистров, интонационная и ритмическая самостоятельность, скачки и т. д. В
этих случаях можно пользоваться после предварительного анализа поочередной
записью голосов в пределах фразы, предложения, обращая внимание учащихся на
сочетание обоих голосов. В трудных случаях, при значительной индивидуализации
каждого из голосов, возможна запись первоначально целиком либо баса, либо
мелодии. Но в этом случае, переходя к записи второго голоса, надо добиваться
от учащихся слышания его в одновременном звучании с уже зафиксированным
голосом. При этом надо воспитывать внимание к функциональному значению баса и
взаимосвязи его в этом отношении с верхним голосом, к построению кадансовых
оборотов, завершающих фразу, предложение, период, к формированию кульминационных
моментов в обоих голосах; прививать навыки анализа взаимоотношения голосов в
процессе их движения (выдержанный голос, параллельное или противоположное движение,
секвенционное развитие), обращать внимание на особенности построений; прививать
навыки эскизной записи диктанта.
Решительно должна
быть осуждена существующая, к сожалению, еще до сих пор практика слушания и
записи раздельно каждого из голосов независимо один от другого. Это приводит,
по-существу, к записи двух одноголосных диктантов.
После того как
диктант записан, полезно предложить учащимся проиграть его по памяти на рояле.
Тем самым закрепляется в сознании учащегося целостное представление о
диктанте, активизируется музыкальная память и проверяется степень осознанности
услышанного.
Работа над
двухголосным диктантом должна продолжаться и дома: транспонирование записанных
на уроке примеров по памяти.
Для успешной работы
над материалом второго раздела первой части («Хроматизм») необходимо наличие у
учащихся навыка слышания вводнотонности, умение акцентировать внимание на той
ступени, в которую разрешается хроматический звук. Здесь, как и в остальных
разделах, полезен на первых этапах предварительный устный анализ записываемого
примера.
В начале раздела
«Модуляция» подобраны примеры, содержащие модуляцию-отклонение. После того как
учащиеся приобрели навык слушания вводнотонности, появление хроматических
звуков в любом из голосов не представит для них трудности определить их как
признаки отклонения в другую тональность. Здесь следует обратить внимание
учащихся на изменившуюся роль хроматических звуков, свидетельствующих в данном
случае о смещении тонического центра.
В параграфе
«Модуляция — переход» преобладают примеры, содержащие модуляцию в доминанту и
параллельный строй, как наиболее распространенные в литературе. Примеры на
модуля позицию в тональности
других ступеней в отдельные подгруппы не пмделены.
Здесь же имеется
группа примеров, представляющих собой предложения сложных периодов с
модуляцией-переходом в но- пую тональность в серединном кадансе (см. прим. 97, 119
и др.).
Материал третьего
параграфа этого раздела составляют примеры, в которых имеется проходящая
модуляция.
Полифонические
двухголосные примеры выделены в сборники в самостоятельную часть, т. к. опыт
работы'показывает, что п \>и овладении полифоническим стилем в области
двухголосного диктанта значительно удобнее пользоваться специально отобранным
и систематизированным материалом соответственно но шикающим при этом
методическим задачам.
В процессе работы
над каноническим двухголосием есть опасность механической записи второго
голоса, точно повторяющего ранее написанный. Во избежание подобного педагог
должен фиксировать слуховое внимание учащихся на интонационно-ритмическом
результате сочетания двух голосов. Ряд примеров данного параграфа представляет
собой каноны в различный интервал, а также неточное каноническое проведение голосов,
что должно помочь педагогу воспитать у учащихся активное слуховое осознание
такого рода двухголосия.
Во втором параграфе
раздела «Имитационное двухголосие» («Фуга») почти отсутствуют примеры из фуг
И.-С. Баха (опубли- коианы в других сборниках). Можно рекомендовать как наиболее
доступные для двухголосного диктанта начальные проведении голосов в фугах c-moll,
g-moll, b-moll из 1-го тома и Es-dur, f moll, As-dur из второго тома «Хорошо
темперированного клавира».
Появление в
сборнике Приложения, посвященного новым инюнационно-ладовым трудностям,
характерным для современного музыкального творчества, вызвано все возрастающей
необходимостью воспитания у учащихся слухового восприятия но- иого качества
интонационно-ладовой основы, отличающейся от привычного слуху звучания
произведений русской и западной классики XVIII—XIX вв. Этот раздел (особенно
его вторая поло- нина) предназначен для композиторских и музыковедческих
факультетов консерваторий.
Как видно из
расположения материала, при его систематизации учитывались и сложности
ритмического строения. Однако, поскольку основным критерием усложнения явилось,
прежде исего, ладово-интонационное и гармоническое содержание, не
представлялось возможным группировать диктанты, исходя из особенностей метроритма.
Так, например,
нельзя было объединить вместе диктанты, написанные в размере Alla breve, в
смешанных и переменных размерах и т. д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий