Вахромеев
Варфоломей Александрович
ЭЛЕМЕНТАРНАЯ
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
Техн.
редактор Л. Виноградова
Корректор
Я. Фунтикова
Редактор
К. Соловьева
Московская
типография № 6 Мосгорсовнархоза.
В А. Вахромеев. Москва, 1958 г.
«Содержание музыки — это впечатления жизни, это мысли и чувства, выраженные в звуках»
Изложение содержания звуками (музыкой) подчиняется определенным правилам соотношений выразительных средств музыки. Эти правила сложились в результате многовековой народной и классической музыкальной практики.
Средства музыкального изложения и выразительности называются элементами музыки:
Учение об элементах музыки и их соотношении изложено в музыкально-теоретических дисциплинах; начальной из них является элементарная теория музыки.
Курс элементарной теории музыки служит задачам изучения основных элементов музыки вообще и мелодии в особенности.
Несмотря на то, что в целях обобщения знаний .необходимые сведения о каждом элементе включены в отдельные параграфы и главы учебника, учащийся должен помнить, что в музыке отдельный элемент (лад, тональность, метр, ритм, интервал, аккорд и другие) выявляет свою выразительность лишь в связи с другими средствами (элементами) музыкального изложения.
Кроме основной задачи, о которой сказано выше, курс элементарной теории музыки преследует цель содействовать занятиям учащегося по специальности, помогая ему сознательнее усваивать музыкальный текст. Получаемые учащимся элементарные знания и навыки по разбору музыкального произведения (со стороны строения мелодии, а также отдельных частей музыкального произведения) вносят в самостоятельную работу учащегося по специальности большее разнообразие и в свою очередь помогают учащемуся правильно раскрыть содержание музыкального произведения при
его исполнении.
Наравне с другими предметами, курс элементарной
теории музыки содействует повышению общего музыкального и культурного уровня
учащихся.
Для того, чтобы изучение курса элементарной теории
му зыки принесло определенную практическую пользу, недоста точно общего,
беглого ознакомления с его основными положе пнями, для этого необходимо более
углубленное изучение предмета Содействовать закреплению знаний и навыков могут
регулярные упражнения. Материал для упражнений по всем основным разделам курса
учащийся найдет в настоящем учебнике. Кроме того, предполагается, что
преподаватель, руководящий занятиями учащихся, дополнит вспомогательный
материал примерами из музыкальной литературы и упражнениями по своему
усмотрению.
Второе издание учебника «Элементарной теории музыки»
значительно переработано по сравнению с первым.
Если первое издание представляло собой пособие по
элементарной теории музыки, предназначенное преимущественно для детской аудитории,
то при переиздании автор поставил своей целью расширить рамки использования
учебника и сделать возможным применение его также в музыкальных училищах и
вечерних школах общего музыкального образования.
Сообразуясь с указанным, весь текст учебника
подвергся существенному пересмотру: внесены некоторые дополнения, в отдельных
случаях изложение содержания изменено в сторону большей конкретизации, уточнены
некоторые формулировки, музыкальный материал примеров пополнен новыми
образцами, в ряде глав уточнены вопросы для повторения и введены новые
упражнения.
Как и в первом издании «Элементарной теории музыки»,
весь материал курса изложен в систематическом порядке с тем расчетом, чтобы
учащиёся имели возможность самостоятельно находить в учебнике ответы ма любые
вопросы, касающиеся различных разделов теории музыки. В то же врамя в
практической работе с учащимися автор настоятельно рекомендует педагогам
исходить из общепринятого метода изучения эле ментов музыки, предполагающего
установление взаимосвязи средств музыкальной выразительности на основе анализа
примеров музыки.
В качестве музыкальных примеров в учебнике
приводятся народные иесни, образцы классической музыки, отрывки из произведений
советских композиторов.
Кроме того, каждой теме учебника сопутствуют
пояснительные нотные примеры-схемы.
В конце глав даны вопросы для повторения и материал
для упражнений (устных, письменных и на фортепьяно), который рассчитан главным
образом на домашние задания учащихся, но может быть использован и в классных
занятиях.
Так как свободное время учащихся, остающееся от
классных заня тин, ограничено, а время, предназначенное учебным планом для
теории музыки обычно не допускает проведения в классе всех
практических ра бот по освоению курса, можно рекомендовать в этих условиях
следующий порядок прохождения материала. Разделы теории музыки, изучение которых
опирается на слуховые навыки, следует связывать с прохождени ем курса
сольфеджио. Практические упражнения для развития слуховых навыков надо
проводить преимущественно в классе, а по другим разделам теории музыки давать
учащимся материал для домашней работы, которая должна быть результатом самостоятельного
и осмысленного усвоения учащимися пройденного на уроке.
* * *
Пожелания, замечания и вопросы, которые могут
возникнуть у всех, кто будет пользоваться настоящим пособием, автор просит
направлять но адресу: Москва, Мерзляковский пер., д. 9, Училище при Московской
государственной консерватории, автору.
Состояние - отличное.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Введение 5
Глава
первая. Звук.
§
1. Физическая основа звука 7
§
2. Свойства музыкального звука 7
§
3. Частичные тоны. Натуральный звукоряд 8
§
4. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их
названия.
Октавы
§
5. Музыкальный строй. Темперированный строй. Полутон и
целый
тон. Производные ступени и их названия . . . 11
§
6. Энгармонизм звуков 12
§
7. Диатонические и хроматические полутоны и целые тоны . 12
§
8. Обозначение звуков по буквенной системе . . . . 14
Вопросы
для повторения 15
Упражнения 16
Глава
вторая. Нотное письмо.
§
9. Нота. Длительности и их обозначения (начертания). Нотный стан 19
§
10. Ключи 21
§
11. Знаки альтерации 23
§
12. Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звуков 24
§
13. Паузы 25
§
14. Запись двухголосия. Запись музыки для фортепьяно. Акколада. Запись музыки
для ансамблей и хора .... 26
§
15. Знаки сокращения нотного письма 30
Вопросы
для повторения 33
Упражнения 34
Г
лава третья. Ритм и метр.
§
16. Ритм. Основное и произвольное деление длительностей . 39
§
17. Акцент. Метр. Размер. Такт. Тактовая черта. Затакт . . 44 § 18. Простые метры и размеры.
Группировка длительностей в
тактах
простых размеров 47
§
19. Сложные метры и размеры. Относительно сильные доли.
Группировка
длительностей в тактах сложных размеров . 50
§ 20. Смешанные метры и размеры. Группировка длительностей
в
тактах смешанных размеров 57
§
21. Переменные размеры . 62
§
22. Синкопа 63
§
23. Группировка в вокальной музыке 66
§
24. Темп 67
§
25. Приемы дирижирования 69
§
26. Значение ритма, метра и темпа в музыке 72
Вопросы
для повторения 75
Упражнения .... 76
Глава
четвертая. Интервалы.
§ 27. Интервал 87
§
28. Количественная и качественная величина интервалов. Простые интервалы.
Диатонические интервалы .... 88
§
29. Увеличенные и уменьшенные интервалы (хроматические).
Энгармоническое
равенство интервалов 91
§
30. Обращение интервалов 92
§
31. Составные интервалы 94
§
32. Консонирующие и диссонирующие интервалы .... 95
Вопросы
для повторения 97
Упражнения
... . 98
Глава
пятая. Лад и тональность.
§
33. Устойчивые звуки. Тоника. Неустойчивые звуки. Их разре
шение.
Лад
§
34. Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия,
обозначения и свойства ступеней
мажорного лада
§
35. Тональность. Мажорные тональности диезные и бемольные Квинтовый круг.
Энгармонизм мажорных тональностей § 36. Гармонический и мелодический мажор ....
§
37. Минорный лад. Гамма натурального минора. Ступени ми
норного
лада и их свойства
§
38. Гармонический и мелодический минор. Тональности мино ра. Параллельные
тональности. Квинтовый круг минорных
тональностей
§
39. Одноименные тональности. Некоторые черты сходства » различия мажора и
минора. Значение мажорного и минор
ного
лада в музыке
Вопросы
для повторения
Упражнения
Г
лава шестая. Интервалы в тональностях мажора и минора.
§ 40. Интервалы
натурального мажора и натурального минора .
§ 41. Интервалы гармонического
мажора и гармонического минора. Характерные интервалы
§
42. Устойчивые и неустойчивые интервалы. Различие между устойчивостью и
консонансом, неустойчивостью консонанса и диссонансом. Разрешение диссонирующих
интервалов. Разрешение неустойчивых интервалов по тяготению Вопросы для
повторения
Упражнения .... 145
Г
лава седьмая. Аккорды.
§
43. Аккорд. Трезвучие. Виды трезвучий. Консонирующие и диссонирующие трезвучия.
Обращение трезвучий
§ 44. Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения
главных
трезвучий
§
45. Побочные трезвучия мажора и минора. Трезвучия на ступенях натурального и
гармонического мажора и минора
§ 46. Септаккорд. Доминантсептаккорд и его
обращения. Разрешение доминантсептаккорда и его обращений
§ 47. Вводные
септаккорды. Септаккорд II ступени. Аккорды в
музыке
Вопросы
для повторения 161
Упражнения 162
Г лава восьмая. Лады народной музыки.
§ 48. Общие замечания
§ 49. Диатонические семиступенные лады народной
музыки.
Пентатоника
§ 50. Переменные лады. Переменный параллельный лад и
мажоро-минор. Другие лады
Вопросы для повторения
Упражнения
Глава девятая. Родство тональностей. Хроматизм.
§ 51. Родство тональностей
§ 52. Хроматизм. Альтерация
§ 53. Хроматическая гамма. Правописание
хроматической гаммы
Вопросы для повторения .
Упражнения
Глава десятая. Определение тональности.
Транспозиция.
§ 54. Определение тональности
§ 55. Транспозиция
Вопросы для повторения
Упражнения
Глава одиннадцатая. Модуляция.
§ 56. Модуляция и отклонение
§ 57. Модуляция в родственные тональности
Вопросы для повторения
Упражнения
Глава двенадцатая. Мелодия.
§ 58. Значение мелодии в музыкальном произведении.
Мелодии
народной музыки (песни)
§ 59. Направления мелодического движения и его
диапазон.
Проходящие и вспомогательные звуки
§ 60. Членение мелодии на части (общее понятие о
музыкальном синтаксисе). Построение. Цезура. Период. Предложение. Каденция.
Фраза. Мотив
§ 61. Динамические оттенки и их связь с мелодическим
развитием. Обозначение динамических оттенков
§ 62. Разбор взаимодействия отдельных элементов
мелодии на
примерах
Вопросы для повторения
Упражнения
Глава тринадцатая. Мелизмы. Знаки некоторых приемов
исполнения.
§ 63. Мелизмы: форшлаг, мордент, группетто, трель
§
64. Знаки некоторых приемов исполнения . . .
Вопросы для повторения
Упражнения
Краткий справочник музыкальных терминов
Указатель литературы
Комментариев нет:
Отправить комментарий