Вахромеев Варфоломей Александрович - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ



Вахромеев Варфоломей Александрович
ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
Техн. редактор Л. Виноградова    
Корректор Я. Фунтикова
Редактор К. Соловьева
Московская типография № 6 Мосгорсовнархоза.

В А. Вахромеев. Москва, 1958 г.
«Содержание музыки — это впечатления жизни, это мысли и чувства, выраженные в звуках» 
Изложение содержания звуками (музыкой) подчиняется определенным правилам соотношений выразительных средств музыки. Эти правила сложились в результате многовековой народной и классической музыкальной практики.
Средства музыкального изложения и выразительности на­зываются элементами музыки:
Учение об элементах музыки и их соотношении изложено в музыкально-теоретических дисциплинах; начальной из них является элементарная теория музыки.
Курс элементарной теории музыки служит задачам изуче­ния основных элементов музыки вообще и мелодии в особен­ности.
Несмотря на то, что в целях обобщения знаний .необходи­мые сведения о каждом элементе включены в отдельные па­раграфы и главы учебника, учащийся должен помнить, что в музыке отдельный элемент (лад, тональность, метр, ритм, ин­тервал, аккорд и другие) выявляет свою выразительность лишь в связи с другими средствами (элементами) музыкаль­ного изложения.
Кроме основной задачи, о которой сказано выше, курс элементарной теории музыки преследует цель содействовать занятиям учащегося по специальности, помогая ему созна­тельнее усваивать музыкальный текст. Получаемые учащим­ся элементарные знания и навыки по разбору музыкального произведения (со стороны строения мелодии, а также отдель­ных частей музыкального произведения) вносят в самостоя­тельную работу учащегося по специальности большее разно­образие и в свою очередь помогают учащемуся правильно раскрыть содержание музыкального произведения при его исполнении.
Наравне с другими предметами, курс элементарной теории музыки содействует повышению общего музыкального и куль­турного уровня учащихся.
Для того, чтобы изучение курса элементарной теории му зыки принесло определенную практическую пользу, недоста точно общего, беглого ознакомления с его основными положе пнями, для этого необходимо более углубленное изучение предмета Содействовать закреплению знаний и навыков мо­гут регулярные упражнения. Материал для упражнений по всем основным разделам курса учащийся найдет в настоящем учебнике. Кроме того, предполагается, что преподаватель, ру­ководящий занятиями учащихся, дополнит вспомогательный материал примерами из музыкальной литературы и упраж­нениями по своему усмотрению.
Второе издание учебника «Элементарной теории музыки» значительно переработано по сравнению с первым.
Если первое издание представляло собой пособие по элементарной теории музыки, предназначенное преимущественно для детской аудито­рии, то при переиздании автор поставил своей целью расширить рамки использования учебника и сделать возможным применение его также в музыкальных училищах и вечерних школах общего музыкального об­разования.
Сообразуясь с указанным, весь текст учебника подвергся существен­ному пересмотру: внесены некоторые дополнения, в отдельных случаях изложение содержания изменено в сторону большей конкретизации, уточ­нены некоторые формулировки, музыкальный материал примеров попол­нен новыми образцами, в ряде глав уточнены вопросы для повторения и введены новые упражнения.
Как и в первом издании «Элементарной теории музыки», весь мате­риал курса изложен в систематическом порядке с тем расчетом, чтобы учащиёся имели возможность самостоятельно находить в учебнике ответы ма любые вопросы, касающиеся различных разделов теории музыки. В то же врамя в практической работе с учащимися автор настоятельно рекомендует педагогам исходить из общепринятого метода изучения эле ментов музыки, предполагающего установление взаимосвязи средств му­зыкальной выразительности на основе анализа примеров музыки.
В качестве музыкальных примеров в учебнике приводятся народные иесни, образцы классической музыки, отрывки из произведений советских композиторов.
Кроме того, каждой теме учебника сопутствуют пояснительные нот­ные примеры-схемы.
В конце глав даны вопросы для повторения и материал для упраж­нений (устных, письменных и на фортепьяно), который рассчитан глав­ным образом на домашние задания учащихся, но может быть использо­ван и в классных занятиях.
Так как свободное время учащихся, остающееся от классных заня тин, ограничено, а время, предназначенное учебным планом для теории музыки обычно не допускает проведения в классе всех практических ра бот по освоению курса, можно рекомендовать в этих условиях следующий порядок прохождения материала. Разделы теории музыки, изучение которых опирается на слуховые навыки, следует связывать с прохождени ем курса сольфеджио. Практические упражнения для развития слуховых навыков надо проводить преимущественно в классе, а по другим разде­лам теории музыки давать учащимся материал для домашней работы, которая должна быть результатом самостоятельного и осмысленного усво­ения учащимися пройденного на уроке.
* * *
Пожелания, замечания и вопросы, которые могут возникнуть у всех, кто будет пользоваться настоящим пособием, автор просит направлять но адресу: Москва, Мерзляковский пер., д. 9, Училище при Московской государственной консерватории, автору.

Состояние - отличное.

Стоимость - 50 грн./200 RUB

СКАЧАТЬ




СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Введение       5
Глава первая. Звук.
§ 1. Физическая основа звука         7
§ 2. Свойства музыкального звука            7
§ 3. Частичные тоны. Натуральный звукоряд     8
§ 4. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их
названия. Октавы 
§ 5. Музыкальный строй. Темперированный строй. Полутон и
целый тон. Производные ступени и их названия . . .     11
§ 6. Энгармонизм звуков    12
§ 7. Диатонические и хроматические полутоны и целые тоны .          12
§ 8. Обозначение звуков по буквенной системе . . . .     14
Вопросы для повторения    15
Упражнения  16
Глава вторая. Нотное письмо.
§ 9. Нота. Длительности и их обозначения (начертания). Нот­ный стан         19
§ 10. Ключи          21
§ 11. Знаки альтерации                   23
§ 12. Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длитель­ность звуков           24
§ 13. Паузы    25
§ 14. Запись двухголосия. Запись музыки для фортепьяно. Акко­лада. Запись музыки для ансамблей и хора ....        26
§ 15. Знаки сокращения нотного письма  30
Вопросы для повторения    33
Упражнения  34
Г лава третья. Ритм и метр.
§ 16. Ритм. Основное и произвольное деление длительностей .          39
§ 17. Акцент. Метр. Размер. Такт. Тактовая черта. Затакт . .     44 § 18. Простые метры и размеры. Группировка длительностей в
тактах простых размеров                47
§ 19. Сложные метры и размеры. Относительно сильные доли.
Группировка длительностей в тактах сложных размеров .       50 
§ 20. Смешанные метры и размеры. Группировка длительностей
в тактах смешанных размеров       57
§ 21. Переменные размеры .           62
§ 22. Синкопа           63
§ 23. Группировка в вокальной музыке               66
§ 24. Темп                  67
§ 25. Приемы дирижирования       69
§ 26. Значение ритма, метра и темпа в музыке    72
Вопросы для повторения    75
Упражнения  ....       76
Глава четвертая. Интервалы.
§ 27. Интервал          87
§ 28. Количественная и качественная величина интервалов. Про­стые интервалы. Диатонические интервалы ....        88 
§ 29. Увеличенные и уменьшенные интервалы (хроматические).
Энгармоническое равенство интервалов 91
§ 30. Обращение интервалов         92
§ 31. Составные интервалы            94
§ 32. Консонирующие и диссонирующие интервалы ....           95
Вопросы для повторения                97
Упражнения ... .                   98
Глава пятая. Лад и тональность.
§ 33. Устойчивые звуки. Тоника. Неустойчивые звуки. Их разре
шение. Лад   
§ 34. Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажорного лада
§ 35. Тональность. Мажорные тональности диезные и бемольные Квинтовый круг. Энгармонизм мажорных тональностей § 36. Гармонический и мелодический мажор ....
§ 37. Минорный лад. Гамма натурального минора. Ступени ми
норного лада и их свойства          
§ 38. Гармонический и мелодический минор. Тональности мино ра. Параллельные тональности. Квинтовый круг минорных
тональностей           
§ 39. Одноименные тональности. Некоторые черты сходства » различия мажора и минора. Значение мажорного и минор
ного лада в музыке
Вопросы для повторения   
Упражнения 
Г лава шестая. Интервалы в тональностях мажора и минора.
§ 40. Интервалы натурального мажора и натурального минора . 
§ 41. Интервалы гармонического мажора и гармонического ми­нора. Характерные интервалы       
§ 42. Устойчивые и неустойчивые интервалы. Различие между устойчивостью и консонансом, неустойчивостью консонанса и диссонансом. Разрешение диссонирующих интервалов. Разрешение неустойчивых интервалов по тяготению Вопросы для повторения
Упражнения  .... 145
Г лава седьмая. Аккорды.
§ 43. Аккорд. Трезвучие. Виды трезвучий. Консонирующие и диссонирующие трезвучия. Обращение трезвучий 
§ 44. Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных
трезвучий                             
§ 45. Побочные трезвучия мажора и минора. Трезвучия на сту­пенях натурального и гармонического мажора и минора 
§ 46. Септаккорд. Доминантсептаккорд и его обращения. Разре­шение доминантсептаккорда и его обращений
§ 47. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени. Аккорды в
музыке          
Вопросы для повторения    161
Упражнения  162
Г лава восьмая. Лады народной музыки.
§ 48. Общие замечания       
§ 49. Диатонические семиступенные лады народной музыки.
Пентатоника            
§ 50. Переменные лады. Переменный параллельный лад и мажоро-минор. Другие лады      
Вопросы для повторения   
Упражнения 
Глава девятая. Родство тональностей. Хроматизм.
§ 51. Родство тональностей           
§ 52. Хроматизм. Альтерация       
§ 53. Хроматическая гамма. Правописание хроматической гаммы
Вопросы для повторения     .
Упражнения 
Глава десятая. Определение тональности. Транспозиция.
§ 54. Определение тональности    
§ 55. Транспозиция 
Вопросы для повторения   
Упражнения 
Глава одиннадцатая. Модуляция.
§ 56. Модуляция и отклонение     
§ 57. Модуляция в родственные тональности
Вопросы для повторения   
Упражнения 
Глава двенадцатая. Мелодия.
§ 58. Значение мелодии в музыкальном произведении. Мелодии
народной музыки (песни)  
§ 59. Направления мелодического движения и его диапазон.
Проходящие и вспомогательные звуки   
§ 60. Членение мелодии на части (общее понятие о музыкаль­ном синтаксисе). Построение. Цезура. Период. Предложе­ние. Каденция. Фраза. Мотив  
§ 61. Динамические оттенки и их связь с мелодическим развити­ем. Обозначение динамических оттенков            
§ 62. Разбор взаимодействия отдельных элементов мелодии на
примерах      
Вопросы для повторения   
Упражнения 
Глава тринадцатая. Мелизмы. Знаки некоторых приемов исполнения.
§ 63. Мелизмы: форшлаг, мордент, группетто, трель 
§ 64. Знаки некоторых приемов исполнения . . . 
Вопросы для повторения   
Упражнения 
Краткий справочник музыкальных терминов    
Указатель литературы        

Комментариев нет:

Отправить комментарий