РЕФЕРАТ
Стиль рококо в
интерьере
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 . Историческая
справка о стиле рококо
2 . Характеристика
стиля рококо. Место в современном интерьере
Выводы
Список
литературы
Введение
В переводе с
французского языка рококо означает ракушка или декоративная раковина. Данный
стиль возник в начале 18- го века во Франции. Типичными свойствами данного
стиля является грациозный орнаментальный ритм , изысканность , а также большое
внимание к личному комфорту , мифологии и эротическим ситуациям .
Интерьер в стиле рококо
стал прекрасным окончанием стиля барокко. Если для стиля барокко нужны все
эмоции - от трагедии до радости , то для стиля рококо важно , лишь тонкая
изысканность и утонченность . Так как слово « изящный » является ключевым
словом эпохи рококо.
Данному интерьера
характерны передвижные ширмы , гобелены с изображением цветов , людей в
восточной одежде , пагод , а также популярный китайский фарфор , тонкостовбурни
дерева , изысканные рыбки и оригинальные китайские мебель. Углы комнат
округляются , а стены украшаются золотыми зеркалами , резными панелями и
орнаментами , которые якобы увеличивают помещение , придавая ему туманность.
Комнаты в стиле рококо
делаются ниже и меньше, создавая атмосферу интимности . Организация будуаров и
салонов в таком стиле немного перенасыщена предметами интерьера в отличие от
подавленной эпохи барокко. Наиболее популярными цветовыми сочетаниями в стиле
рококо являются белое с розовым , голубым или зеленым , а также непременно
золото.
В фешенебельных домах
мебель стала расставлять обусловленными группами ( как правило , стол ,
несколько стульев и диван) , как организуя «центры притяжения» для
присутствующих гостей . Для мебели стиля рококо свойственна абсолютная отказ от
автономности некоторых элементов конструкций , прямых линий и симметрии .
Основной целью является желание растворить элементы в совокупном объеме
предметов .
Чаще мебель стиля
рококо украшают бронзовыми накладками , а изредка все элементы декорируются
цветными лаками , украшаются золоченой резьбой или накладками. Светские салоны
были сосредоточены вокруг женщин и поэтому , прихоти великосветских жеманниц
создают главный тон данному стилю . К данному тона можно отнести женственность
, легкомыслие и изящество , которые становятся основными критериями красоты .
В связи с этим
возникают исключительно женские предметы мебели. Например , секретер на высоких
ножках и множеством секретных отделений, различные тумбочки , туалет с откидным
зеркалом , шкафчик для бумаг и так далее. Но основным мотивом в стиле рококо
является невысокий камин , покрытый мраморной плиткой и заставленный различными
украшениями . Над камином чаще вешалось зеркало в шикарной раме.
Мебель для сидения
также находят новые конфигурации: шезлонг , глубокое кресло « бертер » , а
также канапе . В формах кресел и диванов учитываются и свойства напыщенного
женской одежды . Теперь мебель стараются быть не только представительными , но
и удобными.
Интерьер в стиле рококо
часто считают легкомысленным и несерьезным по сравнению с пафосом классицизма
или барокко. Но значение данного стиля заключалась не только в стремительном
развитии искусства , но также и в уважении человека при общей театрализации
жизни.
1
. Историческая справка о стиле рококо
Стиль Рококо , который
образовался во Франции в начале XVIII века , был своего рода ответной реакцией
на монументальный классицизм парадно Официальный стиля барокко , выразившийся в
архитектуре и внутреннем убранстве Версальского дворца Людовика XIV и
господствовавший во французской архитектуре в период правления короля ( 1643 -
1715 ) . Термин " рококо " происходит от франц . rocaille , что
означает декоративные раковины и камни . Основные черты этого стиля -
динамичные ассиметричные формы ( раковин таких моллюсков , как гребешки ),
различные завитки , натуралистически выполненные побеги цветов и волнообразный
растительный орнамент . Встречаются экзотические китайские мотивы , сюжетные
орнаменты : элементы стихии и времени года. Цветовая гамма - золотой , белый ,
цвет слоновой кости , кремовый , а также пастельные оттенки голубого , зеленого
, розового и желтого. Французское рококо - своего рода передышка после
тяжеловесного барокко, а характерное ему множества стеновых зеркал ( прием,
использованный в Версале , в конце которой уже проявились элементы рококо )
придало интерьеру воздушную легкость .
2
. Характеристика стиля рококо. Место в современном интерьере
Галантный 18 век
подарил Европе , пожалуй, один из самых роскошных стилей - рококо. В нем нет
места строгости и тесноте , нет препятствий для фантазии при создании дизайн
проекта квартиры . Охарактеризовать стиль, которым архитектура увлеклась в
середине восемнадцатого века , можно как отягощенный украшениями классицизм ,
как барокко , забывший все природные сюжеты и цвета и заменил их драгоценными
металлами и картинами роскошной быта .
Выводы
Вдохновителем стиля
рококо стал итальянец Ж.О. Месонье , в произведениях которого впервые
появляются причудливые ассиметричные формы , в частности - мотив капризно
изогнутой раковины ( rocaile - откуда и франц . Rococo ) .
Хотя этот стиль
называют " стилем Людовика XV " , но , в отличие , от барокко он не
был чисто придворным искусством . Большинство построек рококо - это частные
дома французской знати и загородные дворцы. Комнаты в них не располагали
анфилады (как в XVII в ) , а образовывали ассиметричные композиции . В центре
обычно располагался парадный зал (салон ) . Углы комнат округляются , все стены
украшаются резными панелями , позолоченными орнаментами и зеркалами , которые
словно расширяют пространство , придавая ему неопределенности . Комнаты
становятся меньше и ниже, создавая атмосферу интимности , характерную для
будуаров .
Оформление салонов и
будуаров слегка перенасыщены предметами в отличие от более сдержанной эпохи
барокко.
В колорите преобладают
нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания - белое с
голубым , зеленым или розовым и непременное золото .
Именно в эпоху рококо
впервые возникает представление об интерьере , как целостном ансамбле :
стилевом единстве здания , декора стен и потолков , мебели и т.д. И никогда
ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада . Все
предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни .
В светских домах мебель
стала расставляться определенными группками (обычно - стол , диван и несколько
стульев) , создавая своеобразные " центры тяжести " для собравшегося
общества .
Для форм мебели рококо
характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций (
архитектоничности ) , симметрии и прямых линий. Главным становится стремление
растворить детали в общем объеме предметов . Недаром мебель рококо кажется будто
отлитой из одной пластичной массы.
В декоративном
убранстве мебели стиля рококо резьба по дереву занимает очень скромное место.
Ее заменяют бронзовые накладки , преимущество которых еще и в том , что ими
удобно обрабатывать уже готовые, отшлифованные и отполированные поверхности
предметов . Иногда вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывалась
цветными лаками и тоже декорировалась накладками или золоченой резьбой .
Беззаботная жизнь
светских салонов была сосредоточена вокруг женщины , и капризы великосветских
жеманниц (особенно фавориток короля) задают основной тон : изящно -
декоративный и легкомысленный . Появляются чисто женские предметы мебели. Это и
секретер , стоящий на высоких ножках , с наклонно расположенной откидной доской
и множеством потайных отделений ; картоньерка ( шкафчик для бумаг) , туалет с
откидным зеркалом и разнообразные тумбочки.
Секретер , по сути дела
, был практической комбинацией комода , письменного стола и кабинета . Потайные
ящики секретеров обычно заполнялись различной эпистолярной и мемуарной
продукцией , весьма распространенной в это время " грез , мечтаний и
интриг " .
Именно секретеры и
комоды с двумя ящиками ( кстати , commode по франц . - " Удобный" ) -
основной вид корпусной мебели в то время .
Главный же мотив комнаты
рококо - безусловно камин : невысокий , покрытый мраморной плитой и
заставленный канделябрами , часами , фарфоровыми " безделушками " и
прочими украшениями . Над ним обычно вешалось зеркало в роскошной раме.
В мебели для сидения
также рождаются новые формы: канапе ( диван в форме нескольких соединенных
кресел) , шезлонг , бертер (глубокое кресло) . В формах диванов и кресел
учитываются и особенности пышной женской одежды . Мебель теперь стремятся быть
не только репрезентативной , но и комфортной .
Список литературы
1 . Украинская
художественная культура : учеб. пособие / под ред . И.Ф. Ляшенка. - К . :
Просвещение , 1996. - 416с .
2 . Бокань В.
Культурология: Учеб . пособие . - 3 - е изд. , Стереотип . - М. : Юристъ, 2004
. - 136 с .
3 . Культурология:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений I - IV уровней
аккредитации / за заг.ред . В.М.Пичи . - М.: Магнолия плюс , 2003 . - 236с .
4 . Шумега С.С. Дизайн
История зарождения и развития дизайна история
дизайна мебели и
интерьера / К. , 2004 . - 295 с .
5 . Безмоздин Л.Н. В
мире дизайна . -Ташкент : Фан , 1990 . -311 , С .
6 . Билодид Ю.М. Основы
дизайна : Учебное пособие , . - К . : Изд. ПАРАПАН , 2004 . -239 С .
7 . Ивлы , Тесса.
Дизайн интерьера : 500 креативных идей . -М . : ЭКСМО , 2005 . -255 С .
8 . Подольская Е.А. ,
Ростовщик В.Д. , Иванова К.А. Культурология: Учебное пособие. - М.: Финансы и
статистика , 2003 - 416с .
9 . Шевнюк А.Л.
Культурология. Учеб. пособие. - М.: - Пресс , 2004 . - 353с .
10 . Матвеева Л.Л.
Культурология: Курс лекций . - М.: Просвещение , 2005 . - 512с .
11 . Культурология:
учебное пособие / Сост . О.И.Погорилий , М.А.Собуцький . - Киев : Вид.дим «КМ
Академия », 2003. - 316с .
Комментариев нет:
Отправить комментарий