КУРСОВАЯ РАБОТА
Иллюзии восприятия
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................
3
Раздел I. Восприятие........
5
1.1.
Свойства восприятия......... 7
1.2.
Виды восприятия............ 9
Раздел II. Иллюзии
восприятия...... 13
2.1.
Классификация иллюзий.......... 15
2.2.
Оптические иллюзии................. 17
2.3.
Применение иллюзий..... 28
Выводы.......
34
Список использованных
источников......... 35
Рисунки, таблицы
присутствуют.
Известно, что наше
зрение несовершенен, и иногда мы видим не то, что существует в действительности.
Но тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые
ошибочные зрительные впечатления, говорит об объективности нашего зрения и о
том, что оно дает нам относительно точные сведения о предметах нашего мира. С
другой стороны, тот факт, что разные люди в процессе зрительного восприятия
обладают различной способностью ошибаться, иногда видят в предметах то, чего
другие не замечают, говорит о субъективности наших зрительных ощущений и об их
относительности.
Говоря в общем о
причинах зрительных иллюзий, следует, во-первых, указать, что иногда они
появляются вследствие специально созданных, особых условий наблюдения, например:
наблюдение одним глазом, наблюдение за неподвижными осями глаз, наблюдение
через щель и т.п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий
наблюдения.
Во-вторых, подавляющее
большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптические совершенства глаз, а
из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь
возникает при понимании зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при
изменении условий наблюдения, при выполнении простейших сравнительных измерений.
Наконец, известен ряд
иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаз, некоторыми особыми
свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе, например
сетчатка глаза или рефлексы нервов.
Восприятие - это
отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при
непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый
опыт человека в виде представлений и знаний.
Произведение посвящено
рассмотрению вопроса иллюзий восприятия.
Актуальность
исследования заключается в том, что, познавая окружающую действительность,
взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметными миром. Предметы познаются
нами по совокупности их характерных признаков. Это осуществляется посредством
восприятия непосредственного, чуттэвого отражения предметов и явлений в
целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков. Восприятие
иначе называется перцепции ( от лат. Perceptio воспринимаю ), а процессы
восприятия перцептивными процессами.
Иллюзиям грешит каждый.
Распространенные мнения - очень разные, начиная с того, что вообще нет иллюзий
к тому, что весь мир - сплошная иллюзия. Есть ли шанс понять, как с этим
обстоит дело в действительности и как это практически учитывать ?
Нужно понимать
механизмы восприятия и то как осознается воспринимается. В мире нет иллюзий,
они есть в нашем восприятии мира.
Если называть иллюзией,
то в восприятии, что не соответствует воспринимается в некоторой части или
полностью, что делает ожидания в этой части неоправданными, а реакции неадекватными,
то можно сказать, что иллюзии сопровождают любого восприятия без исключения.
Просто потому, что наши органы чувств не приспособлены для отклика на все
существующие проявления реальности, а ограничены только тем, что эволюция этих
механизмов оптимизировала для целей выживания вида. Так, зрительные рецепторы
максимально чувствительны только до трех цветов, а промежуточные воспринимаются
сразу двумя соседними по цветовому восприятию рецепторами, т.е. все они -
иллюзия из-за которой невозможно судить о длине волны видимого цвета, - их
восприятие неадекватно.
Только ничтожно малая
часть нашей зрительной сетчатки способна воспринимать резко сфокусированную
картинку. Наш глаз совершает различные сканирующие движения, чтобы
последовательно считать важные элементы изображения резко (это - кроме
постоянного быстрого дрожь поля зрения). Но в голове стоит целостная картинка,
нам она кажется вся резкой ( стоит только захотеть виду увидеть в ней
дополнительную деталь, глаз сразу дополнит упущенное новыми подробностями ).
Эта картинка - иллюзия: чисто субъективное представление объективно
наблюдаемого и эта картинка у каждого очень индивидуальна.
Но мозг, постоянно
сталкиваясь с задачей как можно точнее передать свойства внешнего, компенсирует
все то, что мешает точной передачи этих свойств после каждого столкновения с
несоответствием: компенсируется переворот изображения линзой хрусталика,
искажение геометрических пропорций из-за неидеальности линзы компенсируется
цветопередачи, возрастное помутнение хрусталики, любые дефекты сетчатки. Так
возникает все больше достоверное отражение свойств реальности. Но многие из
искажений так и не встречают противоречия при столкновении с реальностью и
остаются нескомпенсированная.
Целью работы является
изучение свойств, видов восприятия и раскрытия темы иллюзий восприятия.
Предмет исследования
процесс и иллюзии восприятия.
Объект исследования
теоретические подходы к изучению иллюзий восприятия.
Задачи исследования:
- Дать общую
характеристику восприятия, определить целостность и основ - ные виды
восприятия;
- Провести анализ
физиологического механизма восприятия и указать его особенности сти ;
- Указать на
взаимосвязь восприятия и действие индивида ;
- Провести теоретический
анализ видов восприятия в зависимости от объекта отображения и выделить
особенности восприятия человека человеком ;
- Дать развернутую
характеристику и привести причины иллюзий восприятия;
- Провести анализ
иллюзий восприятия на основе практических примеров и рисунков ;
- Дать общие выводы по
теме работы ;
То, с чем вам придется
столкнуться в процессе развития нового отношения к реальности, будет осознание
того, что мы не только не думаем большую часть времени, но и не воспринимаем
нашими органами чувств.
Я не собираюсь говорить
о физические ограничения наших органов чувств. Понятно, что мы не можем увидеть
рентгеновские лучи, радиоволны, услышать ультразвук и понюхать один
единственный атом. Я о том, о чем мы физически способны.
Собираясь на прогулку в
лес, и, наконец, попадая в этот ощущение чистого воздуха, легкого ветерка,
приятно обдувает наше тело, обилие зелени, стрекота насекомых и пения птиц,
многие из нас совсем не осознают, что они не видят, не слышат и не чувствуют
того, что их окружает.
Взглянув, например, на
дерево, мы называем его деревом, и нам кажется, что мы действительно увидели
его. Отвернувшись от него, мы можем ошибиться, если нас спросят рассказать о
нем подробнее. Мы можем запросто не ответить, сколько крупных ветвей, на какой
высоте они растут, какой формы листья на нем, где есть мох, где у него дупло.
Дело не в ограничениях
нашей памяти. Также это не тесты на проверку того, сколько информации мы можем
удержать одновременно в памяти. Речь о другом. О том, что когда мы смотрим на
дерево, мы смотрим не в дерево, а на образы объектов окружающей среды в своем
сознании. Мы видим дерево и внутренне называем его деревом. Мы сравниваем
неопределенный сочетание цветовых пятен с тем, что мы видели раньше и узнаем
среди них дерево. Мы можем и не называть его словам, а просто почувствовать,
представить или понять.
Мы будто создаем копию
дерева у себя в голове и рассматриваем уже скопирован образ. Образ, который
совпадает с нашим пониманием дерева. Мы видим только то, что распознаем.
Остальное просто напросто не существует в нашем ощущении реальности. Оно
остается за кадром в виде бессмысленного сочетания цветовых пятен. И для нас не
существует.
Мы можем смотреть на
дерево и видеть мельчайшие его подробности. Каждый листик, каждый изгиб ветвей.
Но мы не видим дерево целиком. Наше восприятие расчленяется на тысячи мелких
восприятий. Поэтому мы можем увидеть эти детали, вспоминая их. Мелких
восприятий так много, что это создает нам иллюзию того, что мы видим дерево в
произвольных деталях.
В детских книгах можно
увидеть картинки, в которых нам предлагается рассмотреть нарисованного зайца
или медведя. Но все, что мы видим там - другая картинка. На ней даже не
изображено ничего живого. Только присмотревшись, мы можем вдруг удивиться тем,
что рука художника, воспользовавшись частями изображений, скрыла среди них еще
одно изображение. Мы узнаем зайца рисунок которого образован частями ветвей,
деталей домов или облаков. Еще минуту назад мы видели только деревья, дома и
облака, но нам и в голову не приходило, что еще это может быть рисунком зайца.
Детские психологи давно
обнаружили эту особенность восприятия и рекомендуют подобные картинки с
заданиями для развития детей. Нам же этот пример показывает страшную тайну. Что
на самом деле мы ничего не видим ! Мы смотрим на результат узнавания среди
воспринимаемого.
Дальше еще интереснее.
Помимо распознавания объектов внешней окружающей среды, у нас происходят
процессы переработки полученной информации.
Вернемся к примеру с
деревом. Когда мы смотрим на него, огромное количество сведений поступает к нам
в мозг. Мы можем одновременно видеть тысячи отдельных листочков, их цвет, форму,
фактуру, тени, отдельные веточки, их толщину, фактуру, более крупные ветви, их
изгибы и неровности. Естественно, вся эта информация нам не нужна. И чтобы не
переполнять наше сознание лишними деталями, природа позаботилась о фильтрации
ненужной части потока восприятия. Мы произвольно выбираем любые детали
восприятия, их количество или качество восприятия.
Мы можем настроиться на
созерцание формы листьев, настроиться на подсчет основных ветвей, обратить
внимание на форму дерева. В отдельных случаях мы можем даже не заметить целые
группы деревьев. Наш механизм восприятия выбирает из всего этого только то, что
нужно в данный момент.
Также мы можем убрать
несущественные или мешают нам подробности. Например, когда мы читаем книгу,
можем не заметить, каким шрифтом она напечатана.
Жители, живущие недалеко
от водопадов, могут совсем не слышно его шум. Туристы, побывавшие в таких
местах, часто рассказывают, что рядом с водопадом им приходилось кричать, чтобы
их услышали за шумом падающей воды. Однако местные жители разговаривали друг с
другом обычным голосом. Они просто не слышали шума.
Если у вас есть
механический будильник, вам должно хорошо известно, что сначала в его тиканье
нужно долго привыкать. Оно получает вас всюду. Когда вы читаете, когда заняты
делами или просто отдыхаете. Через некоторое время наступает момент, когда
будильник перестает быть слышен. Ваше восприятие приспособилось к окружающей
среде и перестало воспринимать мешает вам тиканье.
Мы не замечаем также
такие природные процессы нашего физического тела, как, например, шум крови в
ушах, шум дыхания. Мы не чувствуем стук сердца и движение воздуха при дыхании.
Мы не замечаем нашу одежду. Мы не чувствуем запах тела.
Кроме подобных
фильтрационные происходит упрощение потока восприятия. Одновременно нам не
нужно знать все об окружающей среде. И наше восприятие выбирает только наиболее
важные для нас детали. Например, если вы находитесь в хорошо знакомом помещении,
вы не присматриваетесь ко всем его предметов. Вам все помещение может оказаться
набором наиболее крупных понятий: стол, стулья, стены, потолок, окно,
выключатель на стене и т.д. Если вам нужны детали, вы перестраивает свое
внимание, чтобы оно выдавало больше деталей.
Если нужно узнать время,
вы обращаете свое внимание к часам. И начинаете замечать циферблат и стрелки.
Но вам не нужны сами стрелки и циферблат, а нужно текущее время. Поэтому такие
детали восприятия, как, например, блики от окна на стрелках, тень на циферблате
могут вами не замечаться.
Проверьте ваше
восприятие
В предыдущей части
этого текста я использовал словосочетание « можно » более десяти раз. Я часто
переключался между « вы » и «мы » и один раз использовал свой личный опыт «
я». Что еще вы заметили по мере прочтения ? На что вы обращали свое внимание?
Какую степень точности вы выбирали при чтении ? Что происходило в окружающем
вас пространстве, когда вы читали ?
Искажение
воспринимаемого
Поскольку перестройки
степени точности получаемой информации и фильтрация лишнего происходят
автоматически и очень быстро, мы привыкаем к ним. Это дает нам иллюзию
целостного восприятия внешнего мира.
Распознавание,
фильтрация, выделение и регулирования степени детализации приводят к искажению
получаемых сведений об окружающем мире. Однако это еще не все. Существует целенаправленное
искажение этих сведений. Например, если мы будем идти по лесу ночью, то можем
принять какую-то неясную тень за медведя или кабана, испугаться и со страхом
бежать «опасного » места, считая, что на самом деле убегаем от огромного животного.
Даже если это будет маленькая мышка, мы можем посчитать ее волка. Как
говорится, « у страха глаза велики ».
Таким образом,
получаемая от внешнего мира информация имеет мало общего с реальностью.
Целостное восприятие является обычной иллюзией. Мы привыкли к этой иллюзии и
считаем ее объективной истиной.
Для тех, кто еще не до
конца разуверился в истинности восприятия, я предлагаю провести следующий
эксперимент:
Слепая зрительная пятно
Закройте правый глаз
правой рукой и поместите перед собой указательный палец левой руки. Внимательно
рассмотрите его и зафиксируйте направление вашего взгляда. Например, перенесите
свой взгляд на стену в том направлении, где находится палец. Начинайте
медленно перемещать палец влево и немного вниз. Так вы отыщете слепое пятно
зрительного восприятия. Как только палец попадет в это место, его кончик станет
невидимым !
Аналогичное пятно есть
и при повторении опыта с правым глазом. Объясняется этот феномен тем, что на
сетчатке глаза есть небольшое пятнышко, где в глаза прикрепляется нервный пучок.
Оно не чувствительно к свету. Поэтому мы не видим предметы, попавшие в поле
зрения в эту область.
Но нас интересует в
данный момент не сам факт наличия этого пятна, а и иллюзия, за которой
отсутствует зрительная реальность домысливает восприятием. Рассмотрите
внимательно картинку в области пятна.
Реальное и нереальное
После рассмотрения
особенностей работы нашего сознания и восприятия, возникают закономерные
вопросы:
Реален реальный мир ?
Где грань реальности?
Что есть реальность ?
Куда смотрит наука?
Неужели наука не права?
Чтобы ответить на эти
вопросы, нужно четко осознавать, в чем отличие реального от нереального.
Следовательно, есть определенный мир, окружающая среда, объективная реальность,
окружение, которое мы воспринимаем своими органами чувств. В этом мире есть
жестко - определенные законы. Поставив на ночь на телевизор кружку с водой,
утром мы ожидаем ее увидеть именно на том же месте. С водой внутри, а не с
чаем. Впрочем, кружка могут убрать наши домочадцы, а воду выпить. И любой
человек вам ответит, что кружка объективно существует. И что вы объективно
существуете.
В учебнике физики вам
покажут, что радиоволны существуют, а включенный телевизор докажет это.
Миллионы самых разных приборов вам продемонстрируют объективные физические
параметры объективной реальности. А то, что мы не можем увидеть, услышать и
даже не успеть распознать, записано в математических формулах.
Итак, объективный мир
есть и это доказано миллионами самых разных экспериментов и подкреплено
миллионами математических формул. Реальное существует. Но, с другой стороны, мы
можем не в состоянии его наблюдать с той степенью точности, которая
показывается приборами.
Вчера мы были очень
радостными, и весь мир радовался с нами. Веселый светофор радостно подмигивал
нам зеленым цветом, всю дорогу нам не приходилось ждать, пока ряд чистеньких
машин не проедет мимо. Мы переходили улицу и весело бежали, увидев, как
загорелся теплым светом желтый. Улыбающиеся прохожие встречали нас на каждом
углу. Это было прекрасно.
А сегодня нам грустно и
неудачно. Мрачный светофор, как назло, манит зеленым цветом, чтобы заставить
нас бежать на середину улицы, чтобы мерзкие машины не сбили с дороги. На лице
прохожих мелькают улыбки над нашей неуклюжестью. Какой ужасный день !
Если сравнить эти два
дня, то окажется, что я рассказывал об одном и том же, однако менялась только
моя оценка, мое состояние. Мир, каким был, таким и остался. Но для меня было
совершенно ясно, что вчера было радостно, а сегодня безобразно.
Итак, мир может быть и
субъективным. Есть реальный мир, а наша мысль о нем. Наши органы чувств не
точны, восприятие несовершенно, а мы вообще не думаем большую часть своего
времени. Все просто так устроено и тут ничего удивительного и необычного.
Главное - как распорядится этими знаниями !
Список
литературы:
1. Вари М.И. Общая
психология: Учеб. пособие / Для студ. психол. и педагог, специальностей. - М.:
Край, 2005.
2. Веккер Л.М.
Психические процессы: В 3 т. - Т. 1. -Л.: Изд - во Ленингр. ун-та, 1974.
3. Общая психология:
Учебн. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. С.Д. Максименко. -
М.: Форум, 2000.
4. Общая психология:
Учеб. пособие. / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська, З.В. Огороднийчук и др.. - М.:
А.Г.Н., 2002.
5. Леонтьев А.Н.
Эволюция психики. - М, 1999.
6. Лурия А.Р. Ощущение
и восприятие. - М.: Изд - во Моск. ун-та, 1975.
7. Максименко С.Д.
Развитие психики в онтогенезе: В 2 - т. - М.: Форум, 2002.
8. Мясоед П.А. Общая
психология: Учеб. пособие. - 3 - е изд., Перераб. - М.: Высшая школа., 2004.
9. Основы психологии /
Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. - М.: Просвещение, 1996.
10. Психология XXI
века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003.
11. Психология / Под
ред. С. Костюка. - М.: Сов. школа, 1968.
12. Психология: Учебник
/ Под ред. Ю.Л. Трофимова. - 3 - е изд. - М.: Просвещение, 2001.
13. Артамонов И.Д.
Иллюзии зрения. М., 1961
14. Демидов В. Как мы
видим то, что видим. Изд. "Знание ", М., 1987
15. Рок И. Введение в
зрительное восприятие. Книга первая. М., "Педагогика ", 1980
16. Петровский А.В.,
Ярошевский М.Г. ( ред. ) Краткий психологический словарь, Политиздат, Москва,
1985
17. Общая психология.
Словарь. под общей ред. Петровского А.В., редактор - составитель Карпенко Л. А.,
ПЕР СЭ, Москва, 2005
18. Кондаков И.М.
Психология. Иллюстрированный словарь, Прайм - Еврознак, С.- Петербург, 2003
19. М. Миннарт « Свет и
цвет в природе »
20. С. Толанский.
Оптические иллюзии. - М.: Мир, 1967. - С. 128.
21. А. Рутерсвард.
Невозможные фигуры. - М.: Стройиздат, 1990. - С. 128. - ISBN 5-274-01323-6
22. Тед Эндрюс.
Контактное ясновидение. - М.: Фаир - Пресс, 2002. - С. 264. - ISBN
5-8183-0501-5
Комментариев нет:
Отправить комментарий