ЭССЕ
кинофмильм "Опасный метод"
Введение
Фильм «Опасный метод» режиссера Дэвида Кроненберга выпущен
в кинопрокат в 2011 года и сетует об отношениях двух основоположников
психоанализа, Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, с русской пациенткой Сабиной
Шпильрейн.
Сценарий
написан Кристофером Хэмптоном на основе собственной пьесы «Исцеление беседой»
(англ. The Talking Cure), источником которой послужил роман Джона Керра «Самый
опасный метод» (англ. A Most Dangerous Method).
Фильм
"Опасный метод" - это адаптация пьесы знаменитого британского драматурга
Кристофера Хэмптона. Прежде Хэмптон уже не раз выступал автором сценария к
различным фильмам, самыми удачными из которых стала картина
"Искупление", за адаптированный сценарий к которой он был номинирован
на премию "Оскар", и "Опасные связи", фильм, за который
Кристофер Хэптон "Оскар" получил.
Главные роли в картине исполнили Вигго
Мортенсен (Зигмун Фрейд), Майкл Фассбендер
(Карл Юнг) и Кира Найтли (Сабина Шпильрейн).
1.
Суть взаимоотношений Юнга и Фрейда
Официальный
слоган фильма: Фрейд против Юнга настраивает на определенные ожидания. Фильм
показывает профессиональные отношения Юнга и Фрэйда и личную жизнь этих ученых.
Фильм
позиционирует как столкновение двух умов З.Фрейда и К.Юнга, чего, собственно
говоря, и не произошло, только лишь поверхностно. Если вы ожидаете от фильм
баталий двух научных точек зрения, можете не рассчитывать на это. Фильм в
полной мере не показывает противостояния этих двух личностей. Конец картины
можно назвать скомканным и не выразительным
Конечно
же всеми любимый Фрейд, молодой и привлекательный Юнг не могут ни привлечь
внимание психологов. Интересно, что Юнг начал применять метод психоанализа в то
время, когда еще не был знаком с Фрейдом, но имел с ним переписку. Через
некоторое время они знакомятся лично и более 13 часов беседуют. Однако через
несколько лет они перестали общаться, поскольку Юнг разочаровался в знаменитой
теории Фрейда о сексуальном инстинкте и его подавлении, лежащих в основе
истерических состояний и неврозов.
В
ответ на это можно сказать, что Юнг не проходил личного психоанализа, что и
привело к контрпереносу на свою пациентку – Сабину. Между ними завязалась
любовная связь (причем садомазохическая). В целом мораль картины можно свести к
библейской пословице «Врачу, исцелися сам!».
Фрэйд
показан сложившимся ученым, серьезным, прекрасным семьянином. А Юнг - более
легкомысленный, ищущий себя, ему не чуждо новое ни в науке, ни в отношениях.
Основным
конфликтом фильма, можно назвать стремление Фрейда во всех неврозах видеть
сексуальный подтекст и склонность Юнга к мистицизму. Юнг с завидной упертостью
доказывает свою правоту, но в то же время понимает, что взгляды Фрейда верны
(он, можно сказать, на собственном опыте убедился в этом), но все равно
отстаивает свой взгляд на психоанализ.
О
борьбе этих двух выдающихся личностей можно сказать, что каждая сторона твердо
верит в свою правоту, не желая воспринимать что-то новое, дополнять свои
теории. К сожалению, это свойственно не только великим ученым в спорах о науке,
но и обычным людям в «споре за буханку хлеба». Мне иногда кажется, что для того
чтобы создать что-то принципиально новое человечеству просто необходимо
втоптать в грязь существующую парадигму. Невозможно просто попытаться объединить
существующий опыт, посмотреть на него критическим взглядом и отбросить лишнее.
Надо твердо стоять на своем используя все методы и средства. Даже если ими
оказываются люди. В данном случае эта фраза и есть подводка к впечатлению о
Сабине Шпильрейн. Эта девушка оказалась экспериментом подтверждающим теорию
одного, и поводом окончательно разорвать отношения с отвернувшимся от него
последователем, и раной-исцелением для другого. На ее отдельно взятой жизни,
показывается противостояние мастодонтов психоанализа, и она оказывается пешкой
в их играх.
2.
Личность Юнга
В
этом фильме Юнг, показывается режиссером, как слабый персонаж, погруженный с
головой в науку, не думающий о своей семье, о ее содержании, да и зачем? Его
жена оказывается достаточно богатой женщиной, что и вызывает много
двусмысленных вопросов.
Юнг
по сценарию, слабохарактерный человек со
склонностями к садомазохизму, что и проявляется после в взаимоотношениях с
пациенткой, к тому же он часто изменяющий жене. Наверное, в этом фильме мне
больше всего жалко как раз ее. Это женщина, которая настолько боялась потерять
мужа, что просила прощения даже за то, что родила ему девочку, а не мальчика.
Фрейд
показан в фильме уже состоявшимся ученым, уверенным в себе, в своей теории,
умудренным опытом. На фоне Фрейда Юнг возможно показан даже подростком,
доказывающим свою независимость, а Фрейд как будто бы постоянно думает:
"Ты можешь говорить все, что угодно, но в итоге поймешь, что прав я".
Юнг
предстает в этой картине, как человек противоречивый и непоследовательный в
своих словах, поступках, отношениях с женщинами. Он отличается
бесхарактерностью, своей трусостью перед Фрейдом, женой. Жена его казалась
тихой, кроткой женщиной, хотя бессознательно манипулировала своим мужем
благодаря рождению детей, своим благосостоянием и высоким положением в
обществе. Она рожала не ради самих детей, а чтоб угодить мужу, ведь он хотел
мальчика, а получались все девочки.
Сам
Юнг в самом начале фильма вызвал симпатию, однако приятное впечатление о нем
вскоре развеялось. Осталось лишь огромное количество отрицательных эмоций. Юнг
показан то слабым и бесхарактерным (когда не мог и бросить Сабину и бороться за
свое счастье), то жестоким (например, момент, когда Сабина пришла к нему в
кабинет после их расставания), то жалким (когда Сабина сказала, что собирается
уехать). Неприятное впечатление вызвало и то, как Юнг говорил о деньгах, как
относился к ним.
3.
Отношения с пациенткой
Метания
от дружбы идолов научной психологии, которая на экране выглядит лишь
необходимой условностью, до непростых отношений Карла Юнга и Сабины Шпильрейн,
изначально обречённых профессиональной этикой и обручальным кольцом на пальце
вышеупомянутого джентльмена, заканчиваются невразумительным и довольно
расплывчатым сценарием, призванным пером драматурга обрести свою жизнь на
театральных подмостках, но ни как не в кинематографической вселенной.
Сабина
– сильный персонаж, которая смогла преодолеть много трудностей в своей жизни.
Она может вызвать у многих уважение.
Однако
в целом фильм хорошо показывает реальную историю столкновения двух умов из-за
пациентки. Но он отражает лишь какие-то поверхностные причины разлада Фрейда и
Юнга, только слегка касается истории жизни каждого из них, как бы призывая
заинтересовавших самим найти ответы на все вопросы.
Если
рассматривать Юнга как профессионала, в этой сюжетной ситуации, он в фильме
показан слабым человеком, поэтому возникают совсем другие чувства -
разочарование, раздражение.
Удивила
проницательность Сабины. Не смотря на болезнь, она смогла увидеть много
ньюансов в личности, поведении, эмоциях жены Юнга, смогла проинтерпретировать
ее состояние. Порадовала также ее увлеченность психологией. В реальной жизни
этот персонаж в будущем станет немалой фигурой в мире психологической науки.
Конечно линия взаимоотношений Сабины и Юнга, а также
Сабины и Фрейда раскрыта в фильме интереснее и полнее, чем заранее
прорекламированное противостояние титанов психологической научной воронки.
Одним словом, Сабина Шпильрейн выступила связующим звеном и основным персонажем
в этом фильме, значительно более привлекательным и интересным, чем «два ума
психологии». Она поражает своими перевоплощениями от психически нездоровой - к
умной женщине-ученому. К тому же упоминается ее русское происхождение.
Взаимоотношения
с Сабиной мало назвать неоднозначными. Для того, чтобы рассказать мировому
научному сообществу о достижениях новейшего психоанализа Юнгу нужно пробраться
в его дальние уголки. И он долго и мучительно размышляя, решается на то чтобы
начать лечить Сабину не только беседами и прогулками, но и межличностными
взаимоотношениями. Все эксперименты обернутся для Юнга, во-первых, новым
половым опытом, сплетнями и слухами, анонимными письмами, осуждением со стороны
научного сообщества. А также обернутся сценами ревности, порезом на лице,
сменой местожительства, и в конечном итоге самому Юнгу понадобится помощь
психоаналитика, хотя и он, публикуя все новые и новые возможности психоанализа
вознесется на вершину мирового Олимпа науки, затмив собой славу своего великого
учителя и названного отца Зигмунда Фрейда. Весь мир в восхищении от работ Карла
Юнга, однако последнему все это уже неинтересно, жизнь утратила всякую
привлекательность, потому как утрачено доверие супруги, состояние здоровья
довольно таки становится хуже, и Юнг снова поглощается в мир сплетен о самом
себе.
Заключение
В
заключении хотелось бы сказать, что несмотря на якобы биографический посыл
фильма, на мой взгляд, не стоит воспринимать его как действительность, а как
художественный полет мысли и фантазии режиссера, в переплетении с реальностью.
Другими
словами, «Опасный метод» - сон режиссера про Юнга, Фрейда и Шпильрейн, жизнь
которых оказалась идеальной иллюстрацией к таким излюбленным темам автора, как
метаморфозы человеческой личности, происходящие под воздействием навязчивых
идей или страстей, слияние исследователя с объектом исследования и природа садомазохизма.
Фильм,
конечно же, заслуживает внимание, так как с одной стороны привлекает нас с
научной стороны, и с другой, как творение искусства с замечательной игрой
актеров, отличной режиссерской и операторской работой и т.д.
Я
думаю, что фильм задает больше вопросов, чем отвечает на них. Вопросы могут
быть любого характера, касающихся и биографии этих трех спорных личностей,
вопросы психологии и т.д.
Для этого дадим определение понятию «наука». Что такое наука? Наука – сфера интеллектуальной, познавательной деятельности человека, направленная на формирование и систематизацию объективных знаний о реальности. Наука сложное социальное явление, самое её существование можно рассматривать в нескольких плоскостях бытия: как форму общественного сознания, как процесс познания, как социальный институт, как сферу культуры diagnoz. Научное знание сложная развивающаяся система с многообразными типами знания, а так же уровнями: эмпирический и теоретический.
ОтветитьУдалитьЛегко получить. Есть много каталогов и сервисов, позволяющих том закупить ссылки для продвижения сайта безвозмездно заполучить массу схожих назначений. Конкуренции между 2-мя ресурсами нет, в следствии этого замен ссылками не создаст конфликтных ситуаций.
ОтветитьУдалитьДостаточный трафик. Мы нарочно не написали высокий покупка ссылок для продвижения сайта, потому собственно всё зависит от ниши. В узких темах популярность в некоторое численность килоуников дейли сталкивается время. Для проверки посещаемости сайтов возможно воспользоваться особыми бесплатными сервисами.
ОтветитьУдалить