РЕФЕРАТ
Наум Габо
ВНИМАНИЕ: это не
полная версия работы, без рисунков, таблиц и формул. Полную версию вы можете
скачать с нашего блога бесплатно.
Вартість - 150 грн.
За повною версією роботи зверніться сюди - ipoit2013@gmail.com або
Вступление
Над бурями наших
будней -
Над пустырями и
пепелищем разрушенного прошлого.
Перед воротами
незастроенного будущего мы возвещаем сегодня вам,
Художники,
Музыканты, Актеры, Поэты - вам, люди, для кого искусство не есть только повод к
разговору, но служит источником реальной радости, наше: -
Слово и
Дело"
Тридцать три
года назад в одной из больниц штата Коннектикут ушел из жизни всемирно известный
скульптор Наум Габо.
Так получилось,
что значительную роль в становлении русского авангардного искусства первой
четверти XX века сыграли евреи — молодые выходцы из еврейской черты оседлости,
покорившие мир новой концепцией нефигуративного отображения действительности. В
эпицентре этого явления оказались такие личности, как Татлин, Лисицкий, Бурлюк
и, конечно же, Наум Габо. Именно Габо, урожденный Нехемия Певзнер, стал одним
из первопроходцев «нового искусства», изменив казавшиеся незыблемыми представления
о скульптуре и ее восприятии. Об этом скульпторе мало кто знал, пока в 1977
году, уже после смерти Габо, не была обнаружена его поистине эпохальная работа
«Торс», в течение нескольких десятилетий считавшаяся безвозвратно утерянной.
Как ни парадоксально, но если на Западе Габо удостоился не только европейского,
но и мирового признания, то в России его имя известно лишь довольно узкому
кругу любителей искусства.
Наум Габо - один
из самых значительных первопроходцев в искусстве 20 столетия. Своими идеями о современной
скульптуре он, как едва ли кто иной революционизировал наши представления о
скульптуре и ее восприятии. Русский и американский художник, скульптор и
архитектор, теоретик искусства, один из лидеров мирового художественного
авангарда. Принадлежал к конструктивизму, стал одним из пионеров кинетического
искусства. Почётный доктор Королевского колледжа искусств в Лондоне, награжден
Логановской медалью за вклад в искусство (США), удостоен Ордена Британской
империи. [2.34]
Ранние годы
Наум Габо
(1890—1977) родился в Брянске (Россия), учился в Мюнхене, работал и выставлялся
в Москве, в 1922 г. уехал в Германию, затем в Париж, Лондон, мастерскую и имел
дом в США.
Скульптор,
график, живописец, сценограф, теоретик искусства.
Его родители
Борис(Берко)и Агрипина-Фанни Озерская. Учился в Томске, Курске.
Систематического художественного образования не получил. Учился в гимназиях в
Томске и Курске. В 1910 уехал в Мюнхен, где изучал медицину, естественные науки
в университете, физику и машиностроение в Политехническом институте.
Параллельно слушал лекции Г. Вельфлина по истории искусств.
В раннем
творчестве (1910-е) испытал влияние кубизма. В начале 1920-х полностью отошел
от фигуративности в сторону абстракции. Его декоративные скульптуры, почти
лишенные изобразительных элементов, — лаконичны и выразительны, их отличает
свободная игра форм и активное взаимодействие с окружающим пространством.
В 1912 совершил
путешествие по Италии, изучал искусство старых мастеров в Венеции, Милане,
Болонье и других городах. В 1913 и 1914 побывал в Париже, где навещал брата
Антона (Антуана) Певзнера — живописца и скульптора. Во время Первой мировой
войны жил в братом в Копенгагене, затем в Осло. В те же годы начал
самостоятельно заниматься скульптурой, выступая под псевдонимом «Габо».
С 1914 жил и
работал за рубежом (Франция, Норвегия, Германия). [2.39]
Период становления и рассвета
В марте 1917
вместе с братом вернулся в Россию; поселился в Москве. Был близок В. Е.
Татлину, К. С. Малевичу, А. М. Родченко. В 1920 вместе с Г. Клуцисом устроил
уличную выставку скульптур на Тверском бульваре и выпустил «Реалистический
манифест», в котором изложил «программные» установки своего искусства, в
частности отстаивал идею «глубины и прозаичности» как единства пространства и
времени, движения и массы, но отвергал линию, объем и цвет как чисто внешние,
«живописные» элементы.
Наум Габо, Кинетическая скульптура в Роттердаме
(фото, 10-07-2007, автор неизвестен) [3]
То, что мы в
международной скульптуре понимаем под конструктивизмом, уходит корнями в почти
произвольный набросок Конструкции в пространстве. В 1920 году в Москве он
тезисно сформулировал свои идеи в смелой провидческой концепции -
Реалистическом манифесте. Судя из сегодняшней исторической перспективы, он
бесспорно находился тогда на высоте художественного проекта будущего своего
времени.
Наум Габо. Конструкция в пространстве - Арка № 2.
1958/1963. Бронза, стальная проволока. Коллекция Нины и Грема Уильямса
(Великобритания) [6]
Наум Габо создал
необыкновенно красивые скульптуры, пользуясь довольно простыми геометрическими
элементами. Созданные из мерцающих, переливающихся нитей, составляющих мягко
деформированные поверхности, эти произведения напоминают утонченные образы
красоты космических объектов (“Бронзовая сферическая тема”, 1964—1965,
“Вариации”, 1974—1975, и т. д.). Как правило, конструкции Габо абстрактны, или,
как говорил сам художник, абсолютны, однако среди них есть несколько близких к
натуралистическим работ — “голов”, одну из которых называют “Мадонна ХХ века”
(60-е гг.). Она лишена привычных признаков красоты женского лица; мы узнаем
образ в прообразе.
Габо Наум. Линейная конструкция в пространстве № 2 [4]
Габо —
выдающийся скульптор ХХ столетия, один из пионеров конструктивизма и
кинетического искусства. Творческий почерк мастера разнообразен: от эпатажной
дисгармонии до строгих устремленных ввысь или симметричных сферических форм; от
воздушных композиций, образованных пересечением множества натянутых нитей, до
тяжеловесных конструкций. В своих произведениях применял широкий спектр приемов
и материалов: использовал алюминий, сталь, фосфоритную бронзу, позолоту,
мрамор, дерево, картон, оргстекло, акрил, нейлоновые нити, люцит.
Выводы
Всю творческую
жизнь Наум Габо, следуя принципам конструктивизма, непрерывно создавал новые
реальности, приносящие радость любителям искусства и просто прохожим на улицах
западных городов, где установлены его скульптуры. Он прожил долго и получил мировое
признание: член Королевской академии искусств в Швеции, Американской академии
искусства и литературы, почетный рыцарь Ее Величества королевы Великобритании,
скульптор Наум Габо стал известен и России.
Его мечтой было
превратить архитектуру - в духе конструктивистского искусства - в место встречи
людей нашего века, в котором эта свободная от идеологии общественная надежда
была бы чувственно переживаема. Сегодня, когда все меняется с захватывающей
скоростью и нас всех одолевают проблемы, уже сейчас кажущиеся неразрешимыми и
которые, возможно, лишь отдаленное предвестие того, что нас еще ожидает, нас
снова, как надежда, настигает конкретное утопическое видение искусства Наума
Габо.
Удивительно, но
как бы ни менялось творческое мировосприятие Габо на протяжении всей его жизни,
он никогда не изменял своей теории о взаимозаменяемости массы, пространства и
времени, воплотив ее в «Голове», «Меченом Торсе», «Башне», «Монументе»,
порывавших со всеми существовавшими традициями. Его пространственные
конструкции могли бы стать настоящими соборами ХХ столетия, если бы технические
достижения позволили построить их в натуральную величину. [2.48]
Список использованной литературы:
1.
Певзнер
Ал. Дорога по обочине. М.: Измайлово, 1992
2.
Лейкинд
О. Л., Махров К. В., Северюхин Д. Я. Художники русского зарубежья:
Биографический словарь. СПб: Нотабене, 2000
Комментариев нет:
Отправить комментарий