РЕФЕРАТ
Вальтер Гропиус
Вступление
Его имя связывают с революцией в
архитектуре начала XX века. Потомственный архитектор, новатор, основатель
собственной школы и целого направления в современном дизайнерском искусстве,
Вальтер Гропиус стал достойным преемником творческих традиций своей семьи,
оставив после себя многочисленных последователей и учеников.
Вальтер Гропиус вошел в историю как один
из зачинателей рационалистического направления современной архитектуры,
общепризнанный лидер немецких функционалистов 1920-х годов, создатель и первый
руководитель знаменитого Баухауза. С его именем связан один из наиболее интересных
эпизодов развития архитектуры капиталистического общества — становление
функционализма и его превращение из лабораторных экспериментов в широкое
течение, распространившееся в зодчестве почти всех стран мира. [2.36]
Творческим кредо Гропиуса было: «Каждый
предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои
практические функции, быть удобным, дешевым и красивым».
Сын архитектора, внук архитектора.
Ранний
период
Вальтер Гропиус (1883—1969) родился в
Берлине в семье потомственных архитекторов. С 1903 по 1907 г. он изучал
архитектуру сначала в Высшей технической школе в Берлине, а затем в Мюнхене. В
1908—1910 гг.
После завершения учебы Гропиуса приняли
на работу в архитектурное бюро Петера Беренса. Вокруг этого мастера в те годы
группировались начинающие талантливые архитекторы, носители прославленных
впоследствии имен: достаточно назвать Ле Корбюзье (Le
Corbusier) и Мис ван дер Роэ (Mies Van
Der Rohe).
Вальтер
Гропиус, Здание завода «Фагус», фото (20 августа 2007, источник:собственная
работа) [3]
Период
Bauhaus
Гропиус продолжал развивать новый стиль
и в своих последующих проектах. Он считал, что внешний вид здания должен
зависеть от его функционального назначения. Первая мировая война прервала
развитие нового архитектурного стиля. Вальтер Гропиус был призван на военную
службу и отправлен на западный фронт. После тяжелого ранения он много месяцев
провел в госпитале. Этот период стал для него временем осмысления пройденного
пути. После окончания войны Гропиус п....
Вальтер
Гропиус, Здание «Баухауса» в Дессау, фото (2003 г., автор неизвестен) [3]
Программа «Баухауса» (Bauhaus) во многом совпадала с идеями
«Веркбунда» (Deutsches Werkbund),
и предшествовавшего ему движения «Искусства и ремесла» (Arts and
Crafts). Гропиус утверждал, что не машина виновата в том,
что труд удешевляется, а товары теряют в качестве......
Вальтер
Гропиус, «Баухауз» в Дессау, Кабинет директора, фото (1926 г., автор
неизвестен) [2]
В 1925 г. училище переместилось из
Веймара в небольшой промышленный город Дессау. По проекту Гропиуса и фон Мейера
здесь был построен комплекс зданий для «Баухауза» (1925—1926 гг.). Всё
внутреннее оформление выполнено силами студентов.
......
Американский
период
Три года Гропиус прожил в Лондоне. Он
продолжал свою работу как архитектор, сотрудничая с Максвеллом Фраем (Fry, E. Maxwell). Кроме того он занимался научной
деятельностью. В Лондоне была написана книга «Новая архитектура и «Баухаус». В......
Вальтер
Гропиус, Дом Франка в Питсбурге (США). 1939 (совм. с М. Л. Брёйером), фото [1]
Эмигрировавшие в США европейские архитекторы
столкнулись с тем, что важные задания поручались обычно крупным фирмам, штат
которых состоял из сотен людей, а небольшие архитектурные мастерские, к которым
они привыкли на родине, вели тяжелую борьбу за существование. ......
Последние
годы
В последние годы жизни Гропиус
возвращается в Берлин, где проектирует девятиэтажный жилой квартал в районе Ганзы
в 1957 г. в рамках строительной выставки «Интербау» (Interbau).
Вогнутый южный фасад и открытый первый этаж считается типичным примером так
называемого позднего модерна. В 1963 г. Гропиус удостаивается звания почётного
доктора Свободного университета Берлина. .....
Вальтер
Гропиус, Жилой дом в районе Ганза,Берлин, проект в рамках строительной выставки
«Интербау» (Interbau). 1957, фото [1]
Вальтер Гропиус имел счастье при жизни
увидеть воплощение и развитие своих идей. Один из районов Берлина, выстроенный
в 60-х годах по его проекту, получил название Гропиусштадт. Архитектор стал
лауреатом многочисленных премий, получил звание почетного доктора несметного
числа университетов. Тот факт, что многие произведения Гропиуса, даже созданные
им в молодые годы, не потеряли своей первоначальной свежести, служит доказательством
его творческой силы. Это относится не только к работам в области архитектуры.
......
Выводы
Творчество Гропиуса имеет всеобъемлющее
значение – и не только по достигнутым результатам, но и по широте поставленных
задач. В архитектурных произведениях Гропиуса, которые составляют лишь часть
его творческого наследия, содержатся решения разнообразнейших архитектурных
задач, основанные на тщательных научных исследованиях; к ним относятся новые
решения эстетических и конструктивных задач в промышленном и жилищном
строительстве, в строительстве учебных заведений.
Тот факт, что многие произведения
Гропиуса, даже созданные им в молодые годы, не потеряли своей первоначальной
свежести, служит доказательством его творческой силы. Это относится не только к
работам в области архитектуры. Еще в 1913 году Гропиус разработал проект
тепловоза, который с точки зрения промышленной эстетики был поразительно
передовым. Двадцать лет спустя в этом проекте узнали современную «обтекаемую
форму». Его памятник павшим революционерам в Йене тоже остался вполне
современным и нисколько не устарел.
«Цель архитектуры, – писал Гропиус, –
всегда остается одна: создавать пространство и тела. В этом никакая техника и
никакая теория не может ничего изменить. Объемное тело можно составить из любых
материалов, а художественный гений находит средства и пути, чтобы с помощью
таких материалов, как стекло и металл, устроить закрытые пространства и
непроницаемую телесность. Нельзя не заметить, что этого рода стремление к
формотворчеству в наши дни началось с первоначальной свежестью, началось как
раз при развитии индустриальных форм…»
Конечная цель всякого художественного
творчества - созидание. Мы все - архитекторы, скульпторы, живописцы, должны
вновь вернуться к ремеслу. Не существует принципиального различия между
художником и ремесленником, художник - это ремесленник более высокого класса.
Без ручного труда не может обойтись ни один художник. Для него это источник
творческих сил.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
1.
Гропиус
В. Границы архитектуры. М., 1971
2.
Всеобщая
история архитектуры, т. 11. М., 1973
3.
Фремптон
К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М., 1990
4.
Шукурова
А. Н., Архитектура Запада и мир искусства XX века.-М.:Стройиздат, 1989
Комментариев нет:
Отправить комментарий