Г. Фридкин.
Практическое руководство по музыкальной грамоте.
Издательство музыка. Москва 1968 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие......................... 3
1. Названия
звуков......................................... 5
2.
Названия октав........................................... 6
3.
Размещение нот на нотоносце.................. 8
4.
Скрипичный ключ..................................... 9
5.
Нотное обозначение длительности звуков ... 10
6.
Размер 2/4.................................................... 13
7.
Восьмые в двухдольном такте.................. 15
8. Запись песни
со словами и без слов..... 17
9.
Мажор и минор. Тоника............................ 19
10. Гамма до
мажор......................................... 21
11. Тоническое
трезвучие............................... 23
12. Вводные звуки.......................................... 25
13. Полутон и тон........................................... 26
14. Диез, бемоль,
бекар................................... 27
15. Ключевые и
неключевые знаки альтерации ... 29
16. Тональность
соль мажор........................... 32
17. Тональность
фа мажор.............................. 34
18. Транспозиция............................................ 36
19. Пауза........................................................... 37
20. Музыкальная
фраза................................... 39
21.
Реприза...................................................... 41
22.
Басовый ключ........................................... 43
23. Тональность
ля минор.............................. 45
24. Тональность
ми минор............................. 46
25. Тональность
ре минор.............................. 49
26. Размер 3/4................................................... 50
27. Размер 3/8................................................... 53
28. Затакт......................................................... 54
29. Тональность
ре мажор.............................. 57
30. Лига............................... '........................... 59
31. Четверть с
точкой в двухдольном размере ... 61
32. Фермата....................................................... 63
33. Интервалы................................................... 64
34. Главные
ступени лада и их названия .... 67
35. Устойчивые и
неустойчивые звуки лада ... 69
36. Размер 4/4.................................................... 71
37. Три вида
минорного лада.......................... 75
38. Тональность
си минор................................ 79
39. Большая и
малая секунды.......................... 81
40. Секунды в
мажорном ладу........................ 82
41. Большая и
малая терции............................ 83
42. Терции в
мажорном ладу........................... 84
43. Мажорное и
минорное трезвучия............. 86
44. Чистые квинты
в мажорном ладу............. 87
45. Чистые кварты
в мажорном ладу.............. 88
46. Тональность
си-бемоль мажор.................. 90
47. Тональность
соль минор............................ 92
48. Тритоны в
мажорном ладу........................ 95
49. Секунды в гармоническом
миноре.......... 96
50. Терции в
гармоническом миноре............. 97
51. Главные
трезвучия мажора и гармонического минора 98
52.
Названия нижнего, среднего и верхнего звуков
трезвучия 100
53. Шестнадцатые............................................ 101
54. Пунктирный
ритм с шестнадцатыми .... 104
55. Тональность
ля мажор................................ 108
56. Тональность
фа-диез минор....................... ПО
57. Тональность
ми-бемоль мажор.................. 112
58. Тональность
до минор................................ 114
59. Большие и
малые сексты........................... 116
60. Сексты в
мажорном ладу........................... 118
61. Обращения
трезвучий................................ 119
62. Большие и
малые септимы........................ 122
63. Септимы в
мажорном ладу....................... 123
64. Обращения
интервалов............................. 125
65. Доминантсептаккорд................................. 126
66. Тональность
ми мажор............................... 129
67. Тональность
до-диез минор....................... 131
68. Тональность
ля-бемоль мажор................... 133
69. Тональность
фа минор............................... 135
70. Размер 6/8.................................................... 137
71. Триоли......................................................... 139
72.
Тональность си мажор.......................... .... 141
73. Дубль-диез................................................... 142
74. Тональность
соль-диез минор................... 143
75. Тональность ре-бемоль
мажор................... 146
76. Тональность
си-бемоль минор.................. 147
77. Дубль-бемоль.............................................. 149
78.
Гармонический мажор.............................. 150
79.
Таблица интервалов в пределах октавы ... 151
80.
Переменный лад........................................ 154
81.
Устойчивые и неустойчивые интервалы в ладу .
. 156
82.
Ладовое разрешение интервалов............. 158
83.
Разрешение субдоминантового и доминантового
трезвучий и их обращений 159
84.
Вводные септаккорды.............................. 160
85.
Таблицы мажорных и минорных тональностей . . 162
86. Тетрахорды................................................. 165
87.
Энгармонические равные тональности .... 167
88.
Буквенное обозначение звуков и тональностей . 169
89.
Квинтовый круг мажорных тональностей . . . 171
90.
Общий квинтовый круг мажорных и параллельных
минорных тональностей 172
91.
Одноименные тональности.................. 175
92.
Обращения доминантсептаккорда....... 177
93.
Построение обращений доминантсептаккорда от
данного звука 179
94. Синкопа............................. ......... 180
95.
Кварты в гармоническом миноре........... 182
96. Квинты в
гармоническом миноре............ ... 184
97.
Соединения главных трезвучий ............... 185
98.
Последовательность аккордов из главных
трезвучий 187
99.
Сопровождение мелодии главными трезвучиями 189
100.
Характерные интервалы гармонического минора . 196
101.
Энгармонически равные интервалы . .... 198
102.
Консонирующие и диссонирующие интервалы . 200
103.
Составные интервалы . ....... 202
104.
Характерные интервалы и тритоны в гармоническом
мажоре 201
105.
Секвенции............................................. 204
106.
Уменьшённое и увеличенное трезвучия . 207
107.
Построение аккордов от данного звука . . 209
108.
Хроматическая гамма........................... 210
109.
Родственные тональности.................... 214
110.
Модулями в родственные тональности . . 215
111.
Каденции............................................. 217
112.
Период ................................................. 220
113.
Лады народной музыки........................ 223
114.
Мелизмы................................................ 227
115.
Обозначения динамических оттенков 231
116.
Итальянские обозначения темпов и характера исполнения
232
Предлагаемое «Практическое руководство по музыкальной
грамоте» предназначается для учащихся детских музыкальных школ и вечерних школ
общего музыкального образования.
Все темы курса музыкальной грамоты
в настоящем пособии излагаются по следующему принципу: вначале дается краткая
теоретическая формулировка, за ней следуют нотная таблица или схема, которые сопровождаются
нотными примерами; завершается каждая тема примерными заданиями. Иногда схема
или таблица не приводятся и задания расположены после теоретической
формулировки.
Подобное построение отдельных тем
музыкальной грамоты предлагается впервые. Отличительной особенностью данного
пособия является отсутствие обширных пояснений и максимальная наглядность.
Порядок изложения тем полностью
соответствует установившейся (в отношении этого предмета) практике работы в
музыкальных школах.
Как известно, музыкальная грамота и сольфеджио в детских
музыкальных школах объединены в одну теоретическую дисциплину. Поэтому все
нотные образцы, приведенные в «Практическом руководстве», взяты, главным
образом, из вокальной литературы, подобраны в порядке возрастающей трудности и
должны быть проработаны как примеры для сольфеджирования. Дополнительным
материалом к настоящему пособию являются сборники сольфеджио и музыкальных диктантов, из которых преподаватель сможет взять необходимые
примеры.
Для повторения пройденного курса в конце
«Практического руководства» даны контрольные задания в двух вариантах. Первый
вариант (по сокращенному курсу музыкальной грамоты) предназначается, в
основном, для обучающихся на отделениях народных и духовых инструментов, а
также в вечерних школах общего музыкального образования. Второй вариант
контрольных заданий рассчитан на тех учащихся, которые проходят курс
музыкальной грамоты в полном объеме.
В качестве дополнения к настоящему изданию
приложен словарь с краткими пояснениями музыкальных терминов, встречающихся в
тексте данного пособия.
«Практическое руководство» наряду с аналогичными пособиями
по музыкальной грамоте имеет целью готовить учащихся к прохождению курса
элементарной теории музыки по общепринятым в настоящее время учебникам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий