Д. Свечков - Духовой орекстр

Д. Свечков - Духовой орекстр 

Под общей редакцией С.П. Горчакова
Настоящее пособие рассчитано на учащихся отделе­ний духовых инструментов музыкальных училищ, сту­дентов вузов, занимающихся на кафедрах духовых ин­струментов, а также дирижеров-практиков, руководите­лей самодеятельных коллективов.
Во втором издании пособие дополнено главой о ра­боте дирижера над оркестровым аккомпанементом. Вве­дены новые нотные примеры и текст, поясняющий целесообразность применения дирижерских схем и прие­мов. Исправлены неточности.
Автор надеется, что исправленное и дополненное из­дание окажется полезным для всех, кто пожелает попол­нить свои знания в области дирижирования духовым: оркестром.
90203—183
С          534—77
026(01)—77
Издатедьство «Музыка», 1977 г.

Стоимость - 40 грн./160 RUB






Содержание
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.
Организация духового оркестра.
Глава I. Сведения об инструментах оркестра       3
Натуральный звукоряд         4
Хроматический звукоряд     6
Строй инструментов                        9
Основная группа медных инструментов   10
Группа характерных медных инструментов         20
Группа деревянных (свистящих и язычковых) инструментов    30
Группа ударных инструментов       41
Ударные инструменты без определенной высоты звука . .         41
Ударные инструменты с определенной высотой звука . .           43
Глава II. Составы духового оркестра         46
Малый духовой оркестр      47
Большой духовой оркестр   57
Новые составы духового оркестра 60
Глава III. Некоторые вопросы начального обучения игре на духовых инструментах.
Отбор участников     63
Выбор инструмента  63
Положение играющего        64
Постановка мундштука        65
Исполнительское дыхание  66
Атака звука    67
Интонирование                     67
Ритмическая точность .                    67
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ.
Работа дирижера с оркестром.
Глава 1. Подготовка к оркестровым репетициям.
Партитура      70
Изучение партитуры                        73
Подготовка нотного материала      79
Репетиционный план           79
Общение с оркестром           81
Место для репетиций и выступлений
Расположение исполнителей в духовом оркестре ....       83
Расположение оркестра в закрытом помещении  84
Расположение оркестра на открытом воздухе      85
Глава II. Основные вопросы дирижерской техники.
Дирижерские жесты 86
О выразительности в дирижировании       88
Постановка рук и корпуса   89
Дирижерская палочка                      90
Составные части дирижерского жеста       91
Дирижерские схемы 94
Четырехдольная схема                     94
Трехдольная схема                95
Двухдольная схема               96
Однодольная схема               97
Шестидольная схема            99
Дирижирование неравномерно сложных смешанных тактов     101
Пятидольная схема               101
Семидольная схема   105
Смешанные схемы    108
Дробление долей основных схем: четырех-, трех- и двух­дольной         109
Темповые изменения            118
Изменение силы звучания               120
О функциях рук при дирижировании        122
Затакты          124
Вступления                125
Прекращение звучания        131
Ферматы        135
Акценты        136
Синкопы        137
Общие паузы             .          138
Глава III. Оркестровый ансамбль   139
Чистота интонационного строя      140
Настройка инструментов в оркестре          141
Ритмическая слаженность   145
Динамическая согласованность      155
Нюансы в оркестровом исполнении . . . .156
Динамическая выразительность     158
Динамические соотношения между элементами
музыкальной фактуры          168
Работа над фразировкой:
Исполнительское дыхание и фразировка . .174 
Штрихи и их исполнение       181
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ.
Разучивание и исполнение музыкальных произведений (при­мерный план).
Глава I. Исполнительский анализ оркестровых партитур.
П. Дегейтер. «Интернационал»      184
Н. Иванов-Радкевич. Марш «Народные мстители» . . . .190
Л. Бетховен. Увертюра к балету «Прометей»       200
П. Чайковский. Интродукция к опере «Пиковая дама» . . .         215
Иоганн Штраус. Вальс «Весенние голоса»           223
Глава II. Об оркестровом аккомпанементе           232
Н. Римский-Корсаков. Концерт для тромбона с духовым
оркестром      242
Ф. Лист. Первый концерт для фортепиано с оркестром ми-
бемоль мажор            253
Я. Френкель. «Поле».                       261
Заключение   207
Литература

Комментариев нет:

Отправить комментарий