Д. Свечков - Духовой орекстр
Под
общей редакцией С.П. Горчакова
Настоящее
пособие рассчитано на учащихся отделений духовых инструментов музыкальных
училищ, студентов вузов, занимающихся на кафедрах духовых инструментов, а
также дирижеров-практиков, руководителей самодеятельных коллективов.
Во
втором издании пособие дополнено главой о работе дирижера над оркестровым
аккомпанементом. Введены новые нотные примеры и текст, поясняющий
целесообразность применения дирижерских схем и приемов. Исправлены неточности.
Автор
надеется, что исправленное и дополненное издание окажется полезным для всех,
кто пожелает пополнить свои знания в области дирижирования духовым: оркестром.
90203—183
С
534—77
026(01)—77
Издатедьство
«Музыка», 1977 г.
Стоимость - 40 грн./160 RUB
Содержание
РАЗДЕЛ
ПЕРВЫЙ.
Организация
духового оркестра.
Глава I. Сведения об инструментах
оркестра 3
Натуральный
звукоряд 4
Хроматический
звукоряд 6
Строй
инструментов 9
Основная
группа медных инструментов 10
Группа
характерных медных инструментов 20
Группа
деревянных (свистящих и язычковых) инструментов 30
Группа
ударных инструментов 41
Ударные
инструменты без определенной высоты звука . . 41
Ударные
инструменты с определенной высотой звука . . 43
Глава
II. Составы духового оркестра 46
Малый
духовой оркестр 47
Большой
духовой оркестр 57
Новые
составы духового оркестра 60
Глава
III. Некоторые вопросы начального обучения игре на духовых инструментах.
Отбор
участников 63
Выбор
инструмента 63
Положение
играющего 64
Постановка
мундштука 65
Исполнительское
дыхание 66
Атака
звука 67
Интонирование
67
Ритмическая
точность . 67
РАЗДЕЛ
ВТОРОЙ.
Работа
дирижера с оркестром.
Глава
1. Подготовка к оркестровым репетициям.
Партитура 70
Изучение
партитуры 73
Подготовка
нотного материала 79
Репетиционный
план 79
Общение
с оркестром 81
Место
для репетиций и выступлений
Расположение
исполнителей в духовом оркестре .... 83
Расположение
оркестра в закрытом помещении 84
Расположение
оркестра на открытом воздухе 85
Глава
II. Основные вопросы дирижерской техники.
Дирижерские
жесты 86
О
выразительности в дирижировании 88
Постановка
рук и корпуса 89
Дирижерская
палочка 90
Составные
части дирижерского жеста 91
Дирижерские
схемы 94
Четырехдольная
схема 94
Трехдольная
схема 95
Двухдольная
схема 96
Однодольная
схема 97
Шестидольная
схема 99
Дирижирование
неравномерно сложных смешанных тактов 101
Пятидольная
схема 101
Семидольная
схема 105
Смешанные
схемы 108
Дробление
долей основных схем: четырех-, трех- и двухдольной 109
Темповые
изменения 118
Изменение
силы звучания 120
О
функциях рук при дирижировании 122
Затакты 124
Вступления
125
Прекращение
звучания 131
Ферматы 135
Акценты 136
Синкопы 137
Общие
паузы . 138
Глава
III. Оркестровый ансамбль 139
Чистота
интонационного строя 140
Настройка
инструментов в оркестре 141
Ритмическая
слаженность 145
Динамическая
согласованность 155
Нюансы
в оркестровом исполнении . . . .156
Динамическая
выразительность 158
Динамические
соотношения между элементами
музыкальной
фактуры 168
Работа
над фразировкой:
Исполнительское
дыхание и фразировка . .174
Штрихи и их исполнение 181
Штрихи и их исполнение 181
РАЗДЕЛ
ТРЕТИЙ.
Разучивание
и исполнение музыкальных произведений (примерный план).
Глава
I. Исполнительский анализ оркестровых партитур.
П. Дегейтер. «Интернационал» 184
Н.
Иванов-Радкевич. Марш «Народные мстители» . . . .190
Л.
Бетховен. Увертюра к балету «Прометей» 200
П.
Чайковский. Интродукция к опере «Пиковая дама» . . . 215
Иоганн
Штраус. Вальс «Весенние голоса» 223
Глава
II. Об оркестровом аккомпанементе 232
Н.
Римский-Корсаков. Концерт для тромбона с духовым
оркестром 242
Ф.
Лист. Первый концерт для фортепиано с оркестром ми-
бемоль
мажор 253
Я.
Френкель. «Поле». 261
Заключение 207
Литература
Комментариев нет:
Отправить комментарий