А. БАСУРМАНОВ - Трехгодичный курс обучения игре на баяне. Часть1 - Часть 2


 А. БАСУРМАНОВ - Трехгодичный курс обучения игре на баяне. Часть1 - Часть 2


Любите и изучайте великое искусство му­зыки. Оно откроет Вам целый мир высо­ких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает Вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке Вы увидите жизнь в но­вых тонах и красках.

Д. Д. Шостакович
Стоимость - 40 грн./160 RUB




Трехгодичный курс обучения игре на баяне рассчитан на желающих учиться игре самостоятельно. Работа также мо­жет быть использована в занятиях педагога с учащимися детских и вечерних музыкальных школ, культурно-просвети­тельных училищ и кружков баянистов.
В основу данного пособия положен опыт работы в Заоч­ном народном университете искусств ЦентральногоДома на­родного творчества имени Н. К. Крупской и Московской дет­ской музыкальной школе № 1 имени С. С. Прокофьева.
Работа включает вопросы музыкальной грамоты и мето­дики овладения игрой на баяне.
Нотный материал состоит из народных песен и танцев, произведений русских, советских и зарубежных композито­ров, упражнений и этюдов на различные виды техники игры. Част; произведений, интересных и полезных для развития техники, заимствована из других сборников.
В отличие от школ и самоучителей, настоящее пособие подразделяется на три части соответственно годам обучения. Каждая часть в свою очередь делится на двенадцать разде­лов, соответствующих месячным заданиям. В течение одного месяца учащемуся предлагается выучить на баяне ряд про­изведений и упражнений в порядке возрастающей степени трудности, усвоить часть материала нотной грамоты, а также решить задачи с целью проверки практических и теоретиче­ских знаний.
Решения задач должны быть основаны на обязательном изучении музыкальных произведений. Так, в каждой практи­ческой задаче учащемуся предлагается выучить одно из трех рекомендованных произведений одинаковой трудности. Вы­брав произведение и выучив его на баяне, учащийся должен проверить свои знания, сделав письменное решение задачи.
Условием задачи может быть определение по нотам соот­ветствующих клавиш на правой и левой клавиатурах, под­писание под нотами счета, нахождение наиболее целесообраз­ных мест смены движения меха, определение названия по­пулярной песни, установление наиболее рациональной аппли­катуры (чередование пальцев) с учетом положения кисти во время .игры и так далее.
      Музыкальные произведения, в которых встречаются новые, для учащегося приемы игры, даны с подробным методиче­ским разбором и практическими указаниями по работе над ними. В методических замечаниях анализируются характер­ные ошибки начинающих баянистов -и даются советы по предупреждению или исправлению отдельных недостатков в игре на баяне.
В конце пособия приводятся ответы на задачи. Кроме то­го, там помещены тексты песен и список музыкальных тер­минов с .указанием страниц, где дана их расшифровка.
Свои отзывы о настоящем пособии и пожелания присы­лайте в адрес издательства. Автор с благодарностью учтет все ценные советы и замечания.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора.................................... . . .                                3
Организация занятий .............................  ...                      5
Описание баяна ... ........................................................... 7
Первый месяц обучения ............................................      11
Музыкальные звуки                                                11
Правая клавиатура баяна                                      12
Посадка баяниста и положение инструмента во время игры                                                         14
Запись звуков различной высоты. Ключ               20
Запись длительности звуков . . .                            25
Правила нотной записи                                          27
Такты, тактовый размер .                                       30
Обозначения в нотах пальцев и мест смены движения меха                                                         31
Темп, ритм . . .                                                         36
Образец письменного решения задач                    37
Второй месяц обучения ................................................. 39
Планирование занятий . ... . .                                 39
Паузы                                                      . .             45
Реприза                                                                    46
Вольта .                               . -                                 48
Двойная тактовая черта . . .                            49
Левая клавиатура баяна                                         52
Третий месяц обучения . . . . . .                                       57
Басовый ключ                                                          57
Запись басов                                                           58
Запись «готовых» аккордов                                    61
Нотная запись для игры двумя руками .                69
Четвертый месяц обучения........................................      76
Штрихи: легато, стаккато и нон легато                76
Нюансы                                                                    78
Практические указания к работе над этюдами и пьесами                                                                 86
Знаки альтерации. Диез и бемоль ... 91
Случайные знаки альтерации, знак бекар .         93
Пятый месяц обучения............................................. 99
Некоторые замечания по организации домаш­них занятий   99
Сильные и слабые доли такта . . . . 106 Лига, связывающая одинаковые по высоте
ноты.......................................... . . ..110
Половинные и четвертные ноты с точкой.
Паузы с точкой . ................................................. 111
Ключевые знаки альтерации . .                      .114
Построение мажорной гаммы . . . .119
Шестой месяц обучения.............................................. 123
Музыкальные фразы........................................... 123
Затакт ................................................................. 131
Гамма фа мажор.................................................. 135
Определение аппликатуры................................. 144
Седьмой месяц обучения ...................................  .       149
Шестнадцатые ...............................  . .                 149
Восьмой месяц обучения .........................................    164
Простой и сложный тактовый размер. Метр      164
Восьмая нота с точкой........................................ 173
Фермата............................................................... 174
Акцент.................................................................. 178
Гамма ля минор . . . . . .                                        182
О работе над музыкальным произведением .     186
Девятый месяц обучения............................................. 188
Триоль                                                                   188
Гамма ми минор ........  194
Группировка нот ......             197
Десятый месяц обучения ............................................ 211
Гамма ре минор................................................... 211
Форшлаг . . . . 221 О подборе произведений по слуху .231 О влиянии спортивных занятий на развитие
техники игры.............................................. .        232
О чтении нот с листа ......       233
Одиннадцатый и двенадцатый месяцы обучения .     234
Список музыкальных терминов . ...                     234
Ответы на задачи......................................................... 235
Тексты песен................................................................ 255
Список музыкальных произведений , ,                        267

Комментариев нет:

Отправить комментарий