РЕФЕРАТ
Народные музыкальные инструменты
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.
Как
возникла музыка
2.
Музыка
древней Руси
3.
В.В.
Андреев – преобразователь народных инструментов
4.
Народные
оркестры на территории нашей страны и бывшего СССР
Список использованной
литературы
Введение
В
последние годы во всех областях музыкальной культуры достигнуты огромные
успехи. Советские композиторы давно и прочно завоевали добрую славу на всех континентах земного шара.
Но главная сила нашего музыкального искусства неиссякаемый источник его побед
заключается в его массовости. Музыка у нас давно перешагнула через порог
концертных залов и звучит сегодня в каждой семье, в каждом рабочем и сельском
клубе, в заводском цехе и на полевом стане. Здесь расцветают яркие таланты,
рождаются замечательные коллективы, создаются музыкальные произведения. Все
сложные и многообразные жанры искусства подвластны сегодня музыкантам из народа
— участникам художественной самодеятельности, которых у нас сотни тысяч. Но
среди этих жанров по-прежнему почетное место занимают национальные формы и
жанры музыки, веками выношенные в сердцах людей.
Да,
любят и ценят у нас народное искусство — и песенное и инструментальное. Каждый
из многих народов нашей страны обладает своеобразными замечательными
инструментами. На них играют солисты, и профессиональные, и самодеятельные,
под их аккомпанемент танцуют танцоры и поют певцы. Какой праздник в парке или
на площади, во Дворце культуры или на стадионе может обойтись без веселого
наигрыша балалайки или удалого перебора мехов баяна! Все чаще возникают в
разных уголках страны оркестры народных инструментов, в которых объединяются
способные исполнители, энтузиасты своего дела. Музыканты-любители, упорно
овладевая исполнительским мастерством, нередко не уступают профессиональным
артистам. Вот, например, оркестр народных инструментов из казахского города
Гурьева. По отзывам многих специалистов, он может смело соперничать со своим
старшим братом — алма-атинским оркестром имени Курмангазы. И так повсюду. Все
это говорит о том, что искусство игры на народных инструментах завоевывает все
новых почитателей, становится все более массовым. Таким образом, создается
прочный фундамент и для развития профессионального искусства в этом жанре.
Десятки виртуозов-музыкантов, композиторов, дирижеров, еще недавно бывших
участниками художественной самодеятельности, целиком посвятили себя
концертно-исполнительской деятельности. В руках самодеятельных и
профессиональных артистов голоса народных инструментов доставляют большую художественную
радость миллионам людей.
1.
Как
возникла музыка
Можем
ли мы сейчас представить себе нашу жизнь без музыки? Конечно, нет! Она окружает
нас повсюду. Уже первые звуки радио, когда на весь мир разносится мелодия гимна
Советского Союза, приносят музыку в дома людей. Музыка помогает нам в учебе и
труде, она облагораживает нашу жизнь, служит делу формирования культуры нового,
коммунистического общества.
Но
когда и где родилось музыкальное искусство? Ответ на этот вопрос искали уже
давно. Об этом сложено немало сказок и легенд. Героями многих сказаний у разных
народов были фантастические образы людей, владеющих музыкальным даром. И в
этом выражалась непреходящая любовь народа к прекрасному искусству, в котором
были воплощены его чувства и надежды.
2. Музыка
древней Руси
В
процессе своего развития русскому музыкальному искусству с первых же шагов
приходи- лось сталкиваться с серьезными препятствиями. Принятие христианства
на Руси принесло за собой влияние Византии. Затем последовала эпоха
междоусобной борьбы удельных княжеств, тяжелые годы монголо-татарского ига. В
это время многие неблагоприятные факторы, сковывавшие развитие русской культурной
жизни во всех областях, мешали и дальнейшему развитию музыкальной культуры,
тогда уже существовавшей на Руси. Больше того, они надолго задержали это
развитие.
3. В.В. Андреев – преобразователь
народных инструментов
Верю:
поздно или рано Благодарный наш народ Память вещего баяна Будет чтить из рода в
род.
Минеев
— рабочий-поэт Путиловского завода.
Почему
такой музыкальный народ, как русский, песни которого представляют собой
неисчерпаемую сокровищницу, не имеет в обиходе своих музыкальных инструментов,
несмотря на то, что в древности, как мы знаем, их было много? Ведь если и
сохранились в глуши кое-какие инструменты, то в весьма примитивном состоянии,
и они не могли, естественно, конкурировать с более совершенными западными пришельцами.
Над этим невольно возникавшим вопросом мало кто задумывался в конце прошлого
столетия. Замечательный музыкант-патриот В. В. Андреев посвящает всю свою
жизнь отысканию и созданию полноценных образцов народного инструментария. В
этом он видел могучее средство приобщения широких народных масс к музыкальной
культуре.
4. Народные оркестры на
территории нашей страны и бывшего СССР
Рассказать
подробно о всех народных инструментах в такой небольшой по объему книжке невозможно,
поэтому мы лишь кратко остановимся на составе некоторых наиболее распространенных
народных оркестров.
В
наше время наибольшее распространение получили два вида русских народных
оркестров: домрово-балалаечный (андреевский), в котором домры имеют по три
струны, и струнный оркестр (домровый), где домры имеют по четыре струны и
строятся, как смычковые инструменты (скрипки, альты, виолончели, контрабасы).
В
некоторых ансамблях песни и пляски в оркестр, кроме струнных и баянов, вводятся
также медные духовые инструменты — трубы, валторны, тромбоны и туба.
Список использованной литературы:
1.
Я.
Финдейзен. Очерки по истории музыки в России. М., Госиздат,
2.
1928.
3.
Очерки
составлены в результате изучения и исследования целого ряда исторических
памятников как письменных, так и материальных. В книге говорится о развитии музыкальной
культуры в России с древнейших (дохристианских) времен.
4.
Интересен
большой раздел книги «Обзор старинных русских народных инструментов».
5.
Ю.
К е л д ы иг. История русской музыки. Часть I. М.—Л., Музгиз,
6.
1948.
7.
Книга
охватывает весь процесс исторического становления русской музыкальной культуры
— от древнейших ее истоков до наших дней.
8.
А.
Илюхин. Русский оркестр. М., Госкультпросветиздат, 1948.
9.
Книга
написана, в помощь руководителям и участникам самодеятельных русских народных
оркестров. Она включает разделы: основы нотной грамоты, инструментальный состав
оркестра, как пользоваться оркестровой партитурой, основы техники дирижирования
и др.
10.
А.
Чагадаев. В. В. Андреев. М., Музгиз, 1961.
11.
А.
Илюхин. Методическое письмо для студентов-заочников к курсу истории
исполнительства на русских народных инструментах. Изд. Государственного
музыкально-педагогического института имени Гнесиных. М., 1960.
12.
Эти
две работы дают краткие биографические сведения о создателе первого оркестра
русских народных инструментов В. В. Андрееве.
13.
А.
Ф а м и н и ц ы н. Гусли — русский народный инструмент. СПБ,
14.
1890.
15.
А.
Фаминицын. Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа. СПБ,
1891.
16.
Я.
Привалов. Музыкальные духовые инструменты русского на- рода. СПБ., 1907.
17.
А.
Фаминицын и Н. Привалов были одними из первых исследователей происхождения
ряда русских народных инструментов.
18.
П.
Алекеев Русский народный оркестр. Музгиз, 1953.
19.
А.
А г аж а н о в. Русские народные инструменты. М.—Л., Музгиз,
20.
1949.
21.
Л.
Куликовский. У истоков русской народной музыкальной культуры. «Советская
музыка», № 8, 1940.
22.
М.
Иванов. Русская семиствольная гитара. М., Музгиз, 1948.
23.
Б.
В о л ь м а н. Гитара в России. Очерк истории гитарного искусства. Л., Музгиз,
1961.
24.
Н.
Б а чин с к а я, Т. Попова. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия.
Глава 8. Русские народные музыкальные инструменты. Второе издание. М., Музгиз, 1961.
25.
Очерки
«М у з ы ка л ь н а я культура союзных республик». Музгиз, 1957.
Комментариев нет:
Отправить комментарий