РЕФЕРАТ
Развитие украинского театра 70-80 годов
Театр во все
времена был для культурных народов большой ценностью, которая должна необычное
моральное, культурное и общественное значение как школа, непосредственно давала
массам все то, что приобрели жизнь, наука и знания. Чем светлее времена, чем
буйно разгон и расцвет национальной жизни, тем больше появляется материала для
драматического творчества, которая становится верным зеркалом чувств, идей и
соревнований, которыми гражданство в настоящее время жил.
Украинский
театр первой половины XIX в.
был преимущественно бытовым, основывался на драматургии И. Котляревского и
Квитки - Основьяненко.
В украинском
театре 70 -80 - х годов доминируют тенденции бытовизма, романтизма,
сентиментализма. Реалистично (подверженного этнографизма) изображались явления
народной жизни, преимущественно пореформенной деревни. Стоимостной вклад в
обновление театрального репертуара сделали М. Кропивницкий, М. Старицкий, и
Карпенко -Карого, драматургия которых в основном определяла репертуар конца XIX - начала ХХ
в.
Украинский
театральный процесс конца XIX - начала ХХ в. (В новой украинской
историографии - модернистский период национального возрождения, 1890-1914)
свидетельствует общность с ведущими европейскими тенденциями. Киевский журнал
" Украинский дом " развернул широкую дискуссию по проблемам
реформирования театра, прежде нового репертуара, современной режиссуры, нового
актера.
Первые
попытки подготовки профессиональных актеров связанные с деятельностью
драматической школы, основанной 1904 В Киеве при музыкальной школе Н. Лысенко
где излагалась теория и практика сценического искусства.
Таким
образом, создались предпосылки развития украинского современного театра, основы
которого заложила драматургия Леси Украинский, Владимира Винниченко, Александра
Олеся. Их творчество, по определению Л. Старицкой - Черняхивськои, обусловила
три течения театра : театр настроения, театр социальный и театр символический.
Новым этапом
в развитии украинского театра стал 1918 В Киеве образовались три театра :
Государственный драматический, Государственный народный и "Молодой театр
". Государственный драматический театр возглавляли А. Загаров и В.
Кривецький. Воспитанные на традициях К. Станиславского и В. Немировича -
Данченко в Московском художественном театре, они уклонились в реалистично
-психологической школы. В репертуаре театра преобладали пьесы В. Винниченко, Г.
Ибсена, Г. Гауптмана. В марте 1919 г. Театр национализирован и переименован в
Первый Украинский театр Советской Республики им. Т.Г. Шевченко.
Образование
в Киеве двух театров - Государственный драматического и " Молодого театра
" стало своеобразным завершением трехсотлетнего существования украинского
театра. С их появлением в Украине наметились две основные тенденции развития
театрального искусства - театра реального и искусства театральности. В основе
своей эти две антитезы присущие развитию театра во всех странах.
Творчество
Леся Курбаса принадлежит к выдающимся достижениям украинского и мирового театра
ХХ века. Его традиции последовали ученики, режиссеры 40 -60 - х годов - В.
Василько, Г. Юра, М. Крушельницкий, Б. Тягно, Д. Козачкивського, В. Склиренко и
др.. Делом жизни Гната Юры (1887-1966) стал Киевский драматический театр им.
Франко. Он возглавлял театр в 1926-1961 гг, с 1954 г. - вместе с М.
Крушельницким. Г. Юра был прирожденным импровизатором в актерской и
режиссерской деятельности, постоянно направлял репертуар театра к мировой классике.
Среди
режиссеров 70 - х годов известны А. Скибенко и С. Смеян. В 80 -е годы уверенно
заявила о себе новое поколение режиссеров - В. Афанасьев, А. Беляцкий, В.
Загорутко, В. Козьменко - Делинде, А. Король, И. Равицкий, М. щейки. Развитие
национального театра 90 - х годов связан с новаторской деятельностью таких
режиссеров, как И. Борис, Р. Виктюк, С. Данченко, С. Моисеев, В. Петров и др..
К режиссерских достижений С. Данченко принадлежат спектакля " Тевье -
Тевель " по Шолом - Алейхем (1989) и " Белая ворона " Ю.
Рыбчинского и Г. Татарченко (1991), поставленные на сцене Киевского театра им.
И. Франко.
Мировым
признанием пользуется творчество Р. Виктюка, который начинал свою деятельность
во Львове со организовал театр в Москве. Как режиссер - новатор он по существу
определяет театральную эстетику ХХ в. (спектакли " М.Батерфляй " по
пьесе американского драматурга Хуанга, " Лолита" по классическому
роману В. Набокова и др.).
К развитию
национального театра приобщаются украинские культурные деятели эмиграции. В
Австралии в Мельбурне существует театр им.. Леся Курбаса, основанный 1950
Драматические кружки действуют в Мельбурне, Сан тайне (штат Виктория) и Петри,
(западная Австралия). В 1953 г. Любительский Украинский театр им.. Т.Г.
Шевченко поставил в Буэнос - Айресе " Наталка Полтавка " И.
Котляревского, "Тараса Бульбу" и "Сорочинская ярмарка"
Гоголя. В начале ХХ в. в Нью - Йорке начал деятельность украинского рабочий
театр, который поставил ряд спектаклей с украинского классического наследия.
Современная американская писательница и режиссер Вирляна Ткач (по происхождению
украинского) поставила 1990 г. В Нью - Йорке собственную композицию "Свет
с Востока" о Леся Курбаса, где использовала его дневники. С этим
представлением гастролировала 1991 г. В Киеве, Харькове, Львове. Ей принадлежат
театроведческие труда "Рождение режиссера Леся Курбаса и его первый сезон
в" Молодом театре "(1987), " Лесь Курбас и актеры
художественного объединения " Березиль " в Киеве "(1988). Она
также соучредитель Международного общества Леся Курбаса.
Процессы
национально - культурного возрождения, происходящих в Украине, сказались на
развитии современного театра. Активизировались международные творческие связи
между театральными коллективами Украины и Англии, Италии, Германии, Польши,
других стран. В Украине показали свое искусство авангардные театры Франции,
Японии (1993). Социальные преобразования в украинском государстве обусловливают
существенные изменения в отношениях власти и театра. Происходит качественное
обновление национального театра на пути сочетания лучших отечественных и
мировых традиций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий