КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА - Преподобный Феодосий Печерский



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Преподобный Феодосий Печерский 




Преподобный Феодосий Печерский ( 1074 ) - один из первых игуменов Киево - Печерского монастыря , один из крупнейших православных подвижников и церковных идеологов Киевской Руси второй половины ХI века , " отец русского монашества " , православный святой.
Свидетельством о жизни Феодосия Печерского является его Житие , написанное в конце XI - начале XII в . монахом Киево - Печерского монастыря Нестором . Кроме того, сведения о Феодосии имеются в Повести временных лет и в " Киево - Печерском патерике " . Согласно Житию , Феодосий родился в г. Василию вблизи Киева в богатой семье княжеского слуги. Детские годы провел под Курском , куда переехала его семья. После смерти отца , дом вела мать Феодосия , которая хотела видеть его продолжателем отцовских занятий . Но Феодосий уже в детстве , избегая игр и забав , прославился подвигами во имя Божие - носил железные вериги , постоянно молился , ходил в рубище . Юношей он покинул дом и пришел в Киев в пещеру к монаху Антонию, основателю Киево - Печерского монастыря . Другой насельник пещеры , Никон , постриг Феодосия в иноческий чин . С самого начала монашеского пути и до конца жизни Феодосий с рвением исполнял все монашеские послушания : много трудился наравне с другими , был очень скромен , питался хлебом с водой , никогда не спал лежа , но лишь сидя.
    В 1062 братия избрала Феодосия игуменом Киево - Печерского монастыря . В годы его управления монастырь стал едва ли не самым значительным церковным центром Киевской Руси . Число иноков возросло до ста человек , были устроены наземные кельи , началось строительство главного храма монастыря - церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы . По указанию игумена из Константинополя был привезен т.н. Студийский устав, основывает общежительскую форму организации монастыря . Этот устав разошелся по всей Руси по другим монастырям . "Поэтому и почитается монастырь Печерский старейшим среди всех монастырей " , - написано в " Повести временных лет " . Многие насельники Киево - Печерской обители позднее стали епископами в других российских городах.
   Феодосий активно участвовал в политических событиях , развернувшихся в 60 - 70-е гг . XI в . в Киевском государстве - в борьбе сыновей Ярослава Мудрого за великокняжеский престол. В 1073 Феодосий Печерский осудил изгнание из Киева Изяслава Ярославича. Печерский игумен вообще выступал за необходимость духовного контроля Церкви над светской властью.
Феодосию приписываются более двадцати произведений , но , по мнению исследователей , с достаточным основанием его можно считать автором двух посланий , восьми поучений и молитвы . Поучения и послания Феодосия Печерского - это ценные свидетельства о распространение в Киевской Руси христианского вероучения в его византийской трактовке , ибо сам Феодосий и монахи Киево - Печерского монастыря в духовном смысле ориентировались именно на Византию. Лучшие издания сочинений Феодосия Печерского принадлежат И.П. Еремину и Н.В. Понырко .
    Феодосий Печерский сыграл значительную роль в развитии отечественной религиозно -философской мысли. Он считается создателем так называемой " печерской идеологии " . В отличие от оптимистического раннего русского христианства , печерские старцы , и , прежде всего , cам Феодосий , внесли в древнерусскую духовную жизнь новую для нее идею аскезы , т.е. отречения от всего земного , мирского и плотского в пользу духовного самосовершенствования .
     По мнению печерских монахов , Святое Крещение очищает человека от скверны , но не спасает , ибо в мирской жизни каждого человека поджидает сатана , соблазняет его и искушает. Главный же источник дьявольского искушения - человеческое тело , сначала греховное. Поэтому путь к спасению лежит , во-первых , через подавление человеком в себе присущего ему плотского начала , а во-вторых , в результате неустанной и искренней молитвы. В одной из своих проповедей Феодосий Печерский говорил : " кто бежит , трудници , и начнет венец трьпения вашего Христос бо ждет входа нашего . И вьждезем ' светилникы наша любовь . И послушание ' , кротосьтию и смирением " и срящем Христа непостидном ' лицемъ " .
     И неслучайно , стал игуменом , Феодосий сразу же ввел в практику монастыря воздержание и строгие посты , а затем и новый устав , за основу которого был взят устав византийского Студийского монастыря , отличался крайней суровостью . Причем в Печерской обители этот устав применяли еще жестче . Даже некоторые монахи не выдерживали всех испытаний , а других , еще до пострижения сам Феодосий изгонял из монастыря : " многократно друзии отгони мной соблазн совета , а не останутся , пока получать святой тьй Дарья " . Настоящих же монахов подвижников , Феодосий прославлял , ставя их в пример даже самому себе : " И своея потому лени забых в вашем тщательностью , и еже ибо велико поспешением имеете о службе церковной , и в дльготрьпение стоании в всехъ потому часах и службах обретающеся ... ".
    Взгляды печерских старцев , по сути , переворачивали всю систему представлений древнерусского человека - и не только в богословском , но и в морально -этическом плане. Ведь по их глубочайшему убеждению служение Богу заключается в терпении и страдания , в милостыне и любви. Но , тем не менее , спастись может не каждый христианин , а только аскет , подвижник , отринувший все мирское и всю жизнь свою посвятил одному только делу - молитве. В конечном же итоге спасения достоин тот, кто совершенно сознательно подвергает свое тело истязаниям , убивая в себе все плотское , а значит дьявольское . Поэтому идея и практика " смирения страстей " (" истязания плоти " ) была очень популярной в Печерской обители , о чем свидетельствует " Киево - Печерский Патерик " , памятник , рассказывающий о жизни печерских монахов.
    Для Феодосия Печерского вообще была близка идея страха Божиего , в ее византийском толковании , которую он рассматривал как побуждают и руководящую в земном пути всякого монаха . "Май страх Его пред глазами Си : потщися порученное тобе дело непорочно свершити , и венца от Христа достоинъ ' будеши " - наставляет Феодосий келаря монастыря . Но и самого себя не щадит печерский игумен , целый день ожидая страшного наказания и гнева Господнего : " Азъ , грешный и ленивый , погреб талант " свой ​​на земле , а не приделав " им нисколько , и чая по вси дни на себе онех сильных и немилостивиих прислужник , и крика оного странаго и гнева лютаго ... Азъ же , мрачный , имея в себе корень злаго того пророщенные от моей лени , ни сам входя в Царство Небесное и вам преграду творя своей лени и своими ненужном обычаи ... ". Идея страха Божия и стала ведущей в Печерской обители. Радостное , светлое восприятие Христовой Благодати , столь характерное , например , для митрополита Илариона , Печерского игумена было явно чуждо.
     Будучи сам аскетом - подвижником , Феодосий Печерский стремился к тому , чтобы и в светской жизни идея искреннего служения Господу стала главной . Именно поэтому он выступал за необходимость духовного контроля Церкви над светской властью. В своих письмах к князю Изяславу Ярославичу игумен Феодосий постоянно подчеркивает , что является духовным наставником и руководителем светского правителя. Более того , князь , если хочет заслужить спасение , обязан служить , прежде всего , делу христианства . Ведь истинное предназначение светского правителя состоит только в том , чтобы быть защитником Веры Христовой.
   Характерная и еще одна важная составляющая мировоззрения Феодосия Печерского - резкое неприятие других вероисповеданий , особенно римско - католического . В одном из своих посланий к Изяславу Ярославичу он страстно бичует " латинскую ересь " , возводя на " латинство " многочисленные богословские и даже бытовые обвинения. А в итоге он заявляет: " А сущему в иной вере - или в латиньской , ли в арменьской или в срачиньской , - несть видеть жизнь вечьния , ни части съ святыми " .
   Учение Феодосия Печерского не сразу было принято и понято в полной мере. Сначала даже монахи Печерской обители ожидали послабления монастырских строгостей , но игумен Феодосий не отступал ни на шаг. " Аще бо умолчу вашего совета ропот , - говорил он в одном из поучений , - угождал вам ваше совета слабости , то камень вьз'пиеть " .
    Во многом благодаря непоколебимой позиции Феодосия Печерского и "Печерская идеология " , и сам Киево - Печерский монастырь приобрели вскоре большое влияние . И недаром многие древнерусские монастыри или приглашали к себе игуменами печерских монахов , или были ими основаны.
Из творческого наследия Феодосия Печерского сохранилось одиннадцать произведений - два послания к князю Изяслава Ярославича , восемь поучений монастырской братии и одна молитва. Интересно , что в духовном смысле наиболее близкими к произведениям Феодосия Печерского в древнерусской литературе оказались произведения митрополитов - греков Георгия (XI в . ) И Никифора (XII в . ) . С древнерусских книжников - сочинения Нестора , отдельные места из Повести временных лет , авторство которых современные исследователи приписывают одному из учеников Феодосия , а также сочинения Кирилла Туровского .
  В 1091 состоялось перезахоронение мощей Феодосия Печерского : из пещеры их перенесли в церковь Успения Пресвятой Богородицы . В 1108 г Феодосий Печерский был канонизирован . Дни памяти : 3 (16 ) мая и 14 ( 27 )


За повною версією роботи зверніться сюди - ipoit2013@gmail.com або 
Вартість – 180 грн. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий