КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Платон «Федон»
1. Как Платон характеризует душу и тело, их роль в познании
истины. Каким образом доказывает что познание на самом деле припоминание и
согласны ли Вы с таким взглядом Платона.
Изучая
"Федона" и читатель и комментатор испытывают чувство отдохновения и
просветления, потому что "Федон" несравненно стройнее и понятнее
"Кратила" и его логические недостатки осознаются с гораздо большей
легкостью и очевидностью. Кроме того, "Федон" – произведение не чисто
философское, но морально-философское, художественно-философское и даже
мифологическое. Последние три стороны "Федона" при всей их важности и
глубине гораздо более доступны, чем его логическая сторона, занимающая в
диалоге, по крайней мере в отношении размеров, отнюдь не самое главное место.
"Федон"
– это в первую очередь один из самых ярких документов в истории культуры
человечества, трактующих о тех вопросах, которые всегда интересовали всех
мыслящих, да и вообще большинство людей: о жизни и смерти, о теле и душе, о
судьбе тела и судьбе души, о высшем назначении человека. "Федон"
проникнут мыслью о неустройстве, вечном беспокойстве и смертности человеческого
тела, а с другой стороны, о величии человеческих идеалов. Платон неустанно
мечтает о таком устроении жизни, где не было бы страданий и горестей, взаимной
ненависти и вражды и где царила бы вечная правда. Все это воплощено в диалоге в
возвышенном образе Сократа, погибающего именно ради этого будущего блаженства.
Смерть Сократа, изображением которой кончается диалог, выдержана в строгих
классических тонах, когда возвышенное подавляет все низменное и когда
совмещаются простота, краткость, выразительность и глубочайшая идейность. Здесь
незаменимый материал для всякого историка литературы. Все подобного рода
особенности "Федона" – его моральный пафос, возвышенный трагизм
смерти Сократа, художественная проникновенность диалога, его неподражаемый
классический стиль – еще ждут своего глубокого и тонкого исследователя.
Платон
считал что, истинное познание достижимо только после смерти, либо его вовсе
нельзя постичь. Душа - чиста, тело - порочно, не расставшись с телом нельзя
познать истину.
Душа
всегда обманывается по вине тела. И луче всего мыслит она, конечно, когда ее не
тревожит ни слух, ни зрение, ни боль, ни удовольствие, когда распростившись с
телом, она остается одна или почти одна и устремится к подлинному бытию,
прекратив и пресекши, насколько это возможно общение с телом.
Если
бы со смертью тела погибала бы и душа, рассуждает Платон, то дурным людям не о
чем было бы беспокоится. Смерть была бы для них “счастливой находкой” :
скончавшись, они избавлялись бы и от тела, и от своей души с ее пороками.
Однако “раз выяснилось, что душа бессмертна, для нее нет, видимо, иного
прибежища и спасения от бедствий, кроме единственного: стать как можно лучше и
как можно разумнее. Ведь душа не уносит с собою в Аид ничего, кроме воспитания
и образа жизни, и они-то, говорят, доставляют умершему либо неоценимую пользу,
либо чинят непоправимый вред с самого начала его пути в загробный мир.” , а
именно, после смерти человека его душа под водительством “гения” , доставшегося
ему на долю еще при жизни, отправляется на загробный суд, а оттуда - в
надлежащее место. Порочная душа, “блуждает одна во всяческой нужде и стеснении,
пока не исполнятся времена, по прошествии коих она силою необходимости
водворяется в обиталище, какого заслуживает. А души, которые провели свою жизнь
в чистоте и воздержанности, находят и спутников и вожатых среди богов, и каждая
поселяется в подобающем ей месте.” 3. Какие аргументы приводит Платон,
доказывая бессмертие души?
В
центре учения Платона стоят проблемы нравственности. Они развертываются на фоне
учения об идеях и космологии. Более того, религиозно-мифологический характер
философии Платона определил и его этическое учение. Нравственность-достоинство
души, обусловленное ее божественной природой и связью с миром идей. Поэтому
этике предпосылается и учение о душе. Мы видели, что душа (мировая душа в
космосе, индивидуальные души в телах людей) играет руководящую роль в действиях
тела. Прежде всего, о ее бессмертии. В “Федоне” Платон развертывает систему
доказательств бессмертия души.
1.
Взаимный переход противоположностей обуславливает бессмертие души, поскольку
если бы смерть не переходила в жизнь, как переходят друг в друга все
противоположности, то все давно умерло бы и воцарилась бы смерть. Раз этого-
нет следует допустить, что после смерти душа не уничтожается, а переходит в
другое состояние.
2.
Знание - это припоминание душою того. что она видела до рождения. Поскольку мы
еще до рождения имели понятия прекрасного. доброго. справедливого. священного,
математические понятия, вроде равенства и т.д., постольку мы можем заключить о
предсуществовании души до тела и существовании ее после телесной смерти.
3.
Если отдельные предметы изменяются, как изменяется и человеческое тело, то душа
всегда тождественна себе. будучи тем самым ближе к божественному и вечному.
4.
Душа - подлинная причина вещей. Следовательно. она - понятие или смысл, идея
или жизнь тела. Но будучи жизнью тела, она не совместима с его смертью, а
следовательно, не задевается телесной смертью, будучи бессмертной.
Конечно
“доказательства” Платона логически несостоятельны.
1.
- Основано на смещении логической возможности и действительности. Переход в
противоположность логически возможен, но его реальность следует еще доказать.
Последнего же Платон не сделал. Более того, признание Платоном сотворенности
мира и души - аргумент в пользу того. что мир имеет конец, т.е. его конечным
состоянием должна быть та самая смерть, которую отвергает в своем
доказательстве философ.
2.
- Основано на логическом круге: предсуществование и посмертное существование
выводится из знания, но этот аргумент покоится на мифологических
представлениях, основанных исключительно на вере, и поэтому вовсе не является
рациональным аргументом.
3.
- Также исходит из мифа, а вместе с тем из недоказанного тезиса о
самотождественности и незаменимости души. Кроме того, будучи сотворенной, душа,
по логике самого Платона, должна быть изменчивой, конечной, а потому и
смертной.
4.
- Исходит из того, что единичное должно объясняться через некоторую общую
причину - понятие (идею) или смысл. Однако тезис Платона гораздо “сильнее” :
общая причина не только логически, но и онтологически, реально предшествует
единичному, что не доказано.
Таким
образом следует заключить, что во всех доказательствах бессмертия больше
благочестия, чем логики, больше веры, чем знания.
Учение
о том, что идеи суть специфические объекты усмотрения ума, пребывающие в
особом, запредельном мире, дает ответ на вопрос о сущности познания. Оно
представляет собой в идеале, не что иное как созерцание умом идей в этом особом
“умном “ мире. А это подразумевает бессмертие души и ее способность, по
возвращении на землю в человеческом
теле, вспоминать то, что она видела “там”. Правда, Платон знает, что познание
как воспоминание (анамнесис) не так уж просто. Душа охотно “забывает” виденное
в потустороннем мире, и для того , чтобы “вспомнить”, нужны подсказки знающего мудреца,
либо достаточно сложные логические операции. Платон выводит утверждение, что “
поскольку и в то время, когда он уже человек, и тогда, когда он им еще не был,
в нем должны жить истинные мнения, которые, если их разбудить вопросами,
становятся знаниями, - не все ли время будет сведущей его душа?.. А если он
приобрел их не в нынешней жизни, то разве не ясно, что они появились у него в
какие-то иные времена, когда он выучился [всему] ?”(Менон, 86а)
Конечно
, мы не согласимся с этим утверждением. Даже самый невежественный человек обладает теми
элементарными знаниями и навыками мышления, которые и позволили бы ему
сформулировать математические и иные научные положения, подсказываемые
наводящими вопросами ученого собеседника. Таким образом, перед нами искусство
педагога, с одной стороны, способности ученика как человека определенной
культуры - с другой, но никак не “воспоминание”.
Список
литературы:
Антология мировой философии Москва ,
1969г, т 1.
Богомолов А.С. Античная философия Москва
1985г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий