РЕФЕРАТ – Гностические слуховые расстройства





РЕФЕРАТ
Гностические слуховые расстройства






СОДЕРЖАНИЕ

Введение

         1. Общие сведения и физиология слуха
         2. Гностические слуховые расстройства
Выводы
Список использованной литературы

Обьем – 16 страниц.
Стоимость – 100 грн.




СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1. Общие сведения и физиология слуха
2. Гностические слуховые расстройства
Выводы
Список использованной литературы

 

 

 

  

 

 

Введение

Орган слуха как единая система предназначен для обеспечения коммуникативных функций в любых, даже самых сложных, условиях окружающей среды. Потребовались годы кропотливых научных изысканий для того, чтобы приоткрыть тайну слуха. Полученные знания служат основой для разработки современных компьютерных систем, максимально точно воссоздающих естественный слух средствами техники, данные технологии широко используются в разработке современных слуховых аппаратов. Звук играет важнейшую роль в жизни большинства людей. Он позволяет нам общаться и получать информацию, наслаждаться звуками природы и слушать музыку. Звук также может предупредить нас об опасности. Все звуки возникают в результате движений. Например, когда дует ветер, на деревьях возникает движение листьев. Листья передвигают молекулы воздуха, заставляя их колебаться. Эти колебания называются звуковыми волнами и могут восприниматься ухом человека. Медленные колебания (низкие частоты) воспринимаются как низкие звуки (бас), в то время как быстрые колебания (высокие частоты) воспринимаются как высокие звуки (дискант). [4, с.32]
Слуховая система первоначально формировалась как система анализа вестибулярных раздражений и затем в ней выделилась слуховая система.
Принцип работы системы - превращение механических колебаний воздуха в нервный импульс. Но поскольку слуховая система формировалась в составе вестибулярной, в составе слухового нерва ведущего от рецептора к коре головного мозга ведут и волокна, проводящие вестибулярное раздражение. Если говорить о характеристиках слуховой системы, ты выделяют частоту звука (физическая характеристика), как психологическая она проявляется в форме восприятия высоты звука. Диапазон от 16 Герц до 20 000 Герц, но максимальная чувствительность в диапазоне от 1 000 до 3 000 Герц - это диапазон речевого общения. Другая физическая характеристика - интенсивность звука. Она воспринимается нами как громкость. Далее длительность и звуковой спектр, который воспринимается нами в виде тембра. И, наконец, пространственная локализация звука, которая определяется по направлению и удаленности. [1, с.24]
В отличие от других анализаторных систем слуховая система состоит из двух подсистем - речевого и неречевого слуха. Не уровне подкорковых образований система имеет общие механизмы, а на уровне коры вступает в силу закон прогрессивной латерализации. [5, с.78]


Слух — способность органом слуха воспринимать звуки; специальная функция слухового аппарата, возбуждаемая звуковыми колебаниями окружающей среды, например, воздуха или воды. Одно из биологических пяти чувств, называемое также акустичеcким восприятием.
Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 22 кГц при передаче колебаний по воздуху, и до 220 кГц при передаче звука по костям черепа. Эти волны имеют важное биологическое значение, например, звуковые волны в диапазоне 300—4000 гц соответствуют человеческому голосу. Звуки выше 20 000 гц имеют малое практическое значение, так как быстро тормозятся; колебания ниже 60 гц воспринимаются благодаря вибрационному чувству. Диапазон частот, которые способен слышать человек, называется слуховым или звуковым диапазоном; более высокие частоты называются ультразвуком, а более низкие — инфразвуком. [4, с.34]
Способность различать звуковые частоты сильно зависит от конкретного человека: его возраста, пола, подверженности слуховым болезням, тренированности и усталости слуха. Отдельные личности способны воспринимать звук до 22 кГц, а возможно — и выше.
Некоторые животные могут слышать звуки не слышимые человеком (ультра- или инфразвук). Летучие мыши во время полёта используют ультразвук для эхолокации. Собаки способны слышать ультразвук, на чём и основана работа беззвучных свистков. Существуют свидетельства того, что киты и слоны могут использовать инфразвук для общения.
Человек может различать несколько звуков одновременно благодаря тому, что в ушной улитке одновременно может быть несколько стоячих волн.
У человека, как и у большинства млекопитающих, слуховым органом является ухо. Многие другие животные также обладают слухом благодаря аналогичным ушным органам или даже комбинации различных органов, которые могут значительно отличаться своим строением. [6, с.54]
На сегодняшний день нет единой достоверной теории объясняющей все аспекты восприятия звука человеком. Вот некоторые из них:
- Струнная теория Гельмгольца;
- Теория бегущей волны Бекеши;
- Микрофонная теория;
- Электро-механическая теория;
Поскольку достоверная теория слуха не разработана на практике используются психоакустические модели основанные на данных исследований проводимых на различных людях.
Опыт доказывает, что вызываемое каким-нибудь коротким звуком ощущение длится некоторое время в виде следа уже по прекращении внешнего вызвавшего его толчка. Поэтому два достаточно быстро следующих друг за другом звука дают одиночное слуховое ощущение, являющееся результатом их слияния. Но слуховые следы оказываются более кратковременными, нежели зрительные: в то время как последние сливаются уже при десятикратном повторении в секунду, для слияния слуховых ощущений требуется повторение их не менее 130 раз в секунду. Другими словами, световой след длится 1/10 с, тогда как слуховой около 1/130 секунды. Слияние слуховых ощущений имеет огромное значение в чёткости восприятия звуков и в вопросах о консонансе и диссонансе, играющих такую огромную роль в музыке. [2, с.43-44]
Как бы ни возникали слуховые ощущения, мы относим их обыкновенно во внешний мир, и поэтому причину возбуждения нашего слуха мы всегда ищем в колебаниях, получаемых извне с того или другого расстояния. Эта черта в сфере слуха выражена гораздо слабее, нежели в сфере зрительных ощущений, отличающихся своей объективностью и строгой пространственной локализацией и, вероятно, приобретается также путём долгого опыта и контроля других чувств. При слуховых ощущениях способность к проецированию, объективированию и пространственной локализации не может достигнуть столь высоких степеней, как при зрительных ощущениях. Виной этому особенности строения слухового аппарата, например, такие как недостаток мышечных механизмов, лишающий его возможности точных пространственных определений. Известно то огромное значение, какое имеет мышечное чувство во всех пространственных определениях. [7, с.89]
Наши суждения о расстоянии, на котором издаются звуки, являются весьма неточными, в особенности если глаза человека закрыты и он не видит источника звуков и окружающие предметы, по которым можно судить об "акустике окружения" на основании жизненного опыта, либо акустика окружения нетипична: так, например, в акустической безэховой камере голос человека, находящегося всего в метре от слушающего, кажется последнему в разы и даже десятки раз более удалённым. Также знакомые звуки представляются нам тем более близкими, чем они громче, и наоборот. Опыт показывает, что мы менее ошибаемся в определении расстояния шумов, нежели музыкальных тонов. Способность суждения о направлении звуков у человека весьма ограничена: не имея подвижных и удобных для собирания звуков ушных раковин, он в случаях сомнений прибегает к движениям головы и ставит её в положение, при котором звуки различаются наилучшим образом, то есть звук локализируется человеком в том направлении, с которого он слышится сильнее и "яснее".
Способность человека (и высших животных) определять направление на источник звука называется бинауральным эффектом.
Известно три механизма, при помощи которых можно различить направление звука:
Разница в средней амплитуде (исторически первый обнаруженный принцип): для частот выше 1 кГц, то есть таких, что длина звуковой волны меньше, чем размер головы слушающего, звук, достигающий ближнего уха, имеет бо́льшую интенсивность. [1, с.23]
Разница в фазе: ветвистые нейроны способны различать фазовый сдвиг до 10-15 градусов между приходом звуковых волн в правое и левое ухо для частот в примерном диапазоне от 1 до 4 кГц (что соответствует точности в определении времени прихода в 10 мкс).
Разница в спектре: складки ушной раковины, голова и даже плечи вносят в воспринимаемый звук небольшие частотные искажения, по-разному поглощая различные гармоники, что интерпретируется мозгом как дополнительная информация о горизонтальной, а также вертикальной локализации звука.
Возможность мозга воспринимать описанные различия в звуке, слышимым правым и левым ухом, привело к созданию технологии бинауральной записи.
Описанные механизмы не работают в воде: определение направления по разности громкостей и спектра невозможно, так как звук из воды проходит практически без потерь напрямую в голову, и значит в оба уха, из-за чего громкость и спектр звука в обоих ушах при любом расположении источника звука с высокой точностью одинаковы; определение направления источника звука по фазовому сдвигу невозможно, так как из-за гораздо более высокой в воде скорости звука длина волны возрастает в несколько раз, а значит фазовый сдвиг многократно уменьшается. [4, с.39]
Из описания приведённых механизмов понятна и причина невозможности определения расположения источников низкочастотного звука.
Слух проверяют с помощью специального устройства или компьютерной программы под названием «аудиометр».
Возможно определение ведущего уха с помощью специальных тестов. Например, в наушники подаются разные аудиосигналы (слова), а человек их фиксирует на бумаге. С какого уха больше правильно распознанных слов, то и ведущее. [10, с.102]
Определяют и частотные характеристики слуха, что важно при постановке речи у слабослышащих детей.

2. Гностические слуховые расстройства
В основе слухового восприятия лежит работа слухового анализатора. Периферический конец слухового анализатора начинается в кортиевом органе, расположенном в улитке внутреннего уха. Отдельные участки этого органа возбуждаются в ответ на различные по высоте колебания. Возбуждения идут по слуховому пути, частично перекрещиваются во внутреннем лемниске, прерываются во внутреннем коленчатом теле и заканчиваются в первичных зонах височной коры, расположенных в извилине Гешля. Особенностями слухового проводящего пути является его соматотопическая организация и отсутствие полного представительства каждого уха в одном, противоположном полушарии.Корковый конец слухового анализатора (первичные зоны височной коры) состоит преимущественно из 6 и 4 слоев, обладает модальной специфичностью и выполняет функцию приема и анализа слуховой информации. Иными словами, первичные зоны височной коры обеспечивают такие элементарные функции, как острота слуха и восприятие тон-шкалы (восприятие звуков определенной высоты). При одностороннем поражении первичных зон височной шкалы нет выпадения слуха, но наблюдается повышение порогов слухового ощущения в условиях затрудненного восприятия (на противоположном ухе) /22, 41/.Вторичные зоны височной коры расположены в наружных отделах височной доли, состоят из клеток с короткими аксонами, сохраняют модальную специфичность и обеспечивают синтез слуховых раздражений в целостный слуховой образ.
На базе слуховой системы формируется человеческая речь, поэтому внутри этой системы выделяют две самостоятельные подсистемы. Первая дает возможность ориентироваться в неречевых звуках (неречевой слух), вторая - слышать и анализировать звуки речи (речевой слух). Эти подсистемы имеют общие подкорковые механизмы, но на уровне коры различаются. Исследования нейропсихологов позволили выделить две основные функции вторичных зон височной области коры:- дифференциация комплексов одновременно предъявляемых слуховых раздражителей (выделение предметных звуков) и последовательных серий звуковысотных отношений или ритмических слуховых структур;- синтез речевых звуков. Чтобы различить звуки речи, необходимо кодировать их соответственно фонематической системе, выделяя смыслоразличительные фонематические признаки. Данная функция обеспечивается вторичными зонами височной области левого полушария. Поражение вторичных зон височной области приводит к нарушению интегративности слухового восприятия. В зависимости от места поражения выделяют следующие нарушения слухового восприятия. [5, с.46-47]
Гностические слуховые расстройства связаны с поражением ядерной зоны слухового анализатора (куда кроме 41-го поля входят 42-е и 22-е поля). В клинической и нейропсихологической литературе многократно описаны нарушения слуховых функций, возникающие при поражениях ядерной зоны слуховой системы правого и левого полушарий (А.Р. Лурия, 1947,1962, 1973, 1974, 1976; А.Б. Бару, Т.А. Карасева, 1973 и др.). [10, 11, 12]
При поражении вторичных корковых полей слуховой системы правого полушария (42-го и 22-го) больные (правши) не способны определить значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов. Это нарушение носит название слуховая или акустическая агнозия.
В грубых случаях слуховая агнозия выражается в том, что больные не могут определить смысл самых простых бытовых звуков, например скрип дверей, шум шагов, звук льющейся воды и т. п., т. е. всех тех
Пороги восприятия коротких звуков левым и правым, ушами:
А - зависимость обнаружения звуковых стимулов - тонов 1000 Гц и белого шума (б) от их длительности у здоровых испытуемых; сплошная линия - результаты измерения порогов на левом ухе, пунктирная - то же на правом ухе;
Б - зависимость порогов обнаружения звуковых стимулов (тон 1000 Гц) от их дополнительности у больной с резекцией верхней и средней височной извилины правого полушария в связи с опухолью (а); б - аудиограмма больной. [5, с.65]
На схеме мозга (рис.2.1.) заштрихованный участок означает место резекции.
1 - результаты измерения на правом ухе, ипсилатеральном очагу поражения;
2 - то же на правом ухе, контралатеральном очагу поражения.
По оси абсцисс - длительность сигнала в мс; по оси ординат - величина порогов в дБ от условного уровня. За нулевой уровень отсчета дБ принят порог для сигналов длительностью 1200 мс (по А. В. Барру, Т. А. Карасевой, 1973)

А

Б
Рис. 2.1. Схема мозга
Нарушение неречевого слуха у больных после односторонней электрошоковой терапии.
А - распределение ответов различного типа при опознании неречевых (предметных) звуков: а - до электросудорожной терапии, б - s период инактивации правого и в - левого полушарий;
 - количество узнанных и правильно названных звуков;
 - количество узнанных, но не названных звуков;
 - количество неузнанных звуков;
Б - распределение ответов различного типа при опознании интонаций речи: а - до электросудорожной терапии, б - в период инактивации правого и в - левого полушарий;
 - самостоятельное определение интонаций;  - ответы на вопросы в альтернативной форме;
 - ответы на прямые вопросы;
в - распределение ответов различного типа при опознании мелодий:
а - до электросудорожной терапии, б - после, в период инактивации правого и в - левого полушарий; - количество узнанных и правильно названных мелодий; - то же узнанных, но неназванных мелодий;
 - тоже неузнанных мелодий. Площадь секторов означает количество ответов каждого типа в % (по Л Я. Балонову, В. Л. Деглину, 1976а) [11, с.32-35]
Нарушения вторичных гностических зон слухового анализатора связаны с формированием целостного перцептивного образа. В виде целостного перцепта могут выступать звуки, слова, шумы, мелодии и т.д. Для системы неречевого слуха доминантным является правое полушарие. Поэтому вторичные гностические зоны правого полушария связаны с формированием целостных предметных неречевых образов. Нарушение правого полушария приводят к ряду агнозий.
1. Слуховая агнозия. Основной дефект - невозможность идентификации бытовых неречевых звуков при сохранности элементарных слуховых ощущений, встречается редко при поражении правой височной области либо при двустороннем поражении височной области. Основные симптомы:
1. Невозможность больным опознать бытовые шумы.
2. Нарушение слуховой памяти на неречевые звуки. Больной способен различить звуки по высоте но не может запомнить их.
3. Больной не может различить звуковые комплексы.
2. Аритмия. Это нарушение восприятия ритмических структур. Тесты на слухо-моторные координации - воспроизведение по образцу ритмов и по инструкции. Они возникают не только при поражении правого но и левого полушария. Структура нарушения разные. При поражении левого полушария оказывается нарушенной внутренняя структура ритма. То есть больной как бы внешне структуру ритма воспринимает, а внутреннее членение ритма он не слышит. При поражении правого полушария разрушается восприятие внешней структуры ритма.
3. Амузия. Это невозможность восприятия мелодии, дифференциации мелодии.
- неспособность выделить звук из гаммы.
- дефект узнавания аккордов, оценки тактов.
- трудности в узнавании мелодий.
Больной может узнать знакомые мелодии, не может назвать, одинаковые это мелодии или разные, не может спеть мелодия, потеря музыкальной грамотности. [10, с.44-45]
Но любой психической процесс опирается на работу двух полушарий. Какова же роль левого полушария в неречевых функциях.
Все эти дефекты могут быть связаны и с левым полушарием.
Какова роль правого полушария в речевых функциях. Инактивация п.п. приводит к обострению восприятия звуков и увеличению речевой активности. Т.о. п.п. оказывает тормозящее воздействие на речевое л.п. П.п. оказывает функцию защиты от помех и обеспечивает восприятие интонационных характеристик, эмоциональные характеристики речи. [4, с.39]
Гностические расстройства при поражении л.п. височной области на основе воспринимаемых звуков не формируется целостный образ слова, слога.
1. Сенсорная агнозия (сенсорная афазия) - невозможность восприятия звуков речи. Симптомы: непонимание обращенной речи, непонимание зашумленной речи, трудности восприятия слов с оппозиционными фонемами.
2. Акустико-мнестическая афазия. Основной дефект: больной не в состоянии удержать серию звуков, слов, слогов.
3. Амнестическая амнезия. Дефект - больной по слышимому слову не в состоянии опознать объект или описать. [11, с.53]



















Выводы
Слуховая система имеет очень существенную характеристику: на базе слуховой системы формируется человеческая речь. Поэтому внутри слуховой системы выделяют две самостоятельные подсистемы, которые обозначают как речевой слух, или способность слышать и анализировать звуки речи, и неречевой слух, или способность ориентироваться в неречевых звуках (музыкальные тона, шумы).
Эти две подсистемы имеют общие подкорковые механизмы. Однако в пределах коры больших полушарий эти системы различаются. Это хорошо известно из нейропсихологии, показавшей, что левая и правая височные доли коры при их поражении дают различные симптомы. Речевой слух, как способность к анализу звукового состава слова, нарушается преимущественно при поражении левой височной области, а неречевой — правой (у правшей).
Гностические слуховые расстройства связаны с поражением ядерной зоны звукового анализатора, куда кроме 41-го поля входят 42 и 22-го поля. При поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария больной не способен определить значение различных бытовых звуков и шумов. Это поражение носит название «слуховая агнозия». Но они сравнительно редки. Чаще встречается более стертая форма слуховых нарушений в виде дефектов слуховой памяти. Эти дефекты проявляются в специальных экспериментах, показавших, что больной, способный различать звуковысотные отношения, не может выработать звуковые дифференцировки, т. е. запомнить два или больше звуковых эталона.
В грубых случаях слуховая агнозия выражается в том, что больные не могут определить смысл самых простых бытовых звуков, например скрип дверей, шум шагов, звук льющейся воды и т. п., т. е. всех тех
Описанные  выше  нарушения  неречевого  слуха установлены  на  основании клинических наблюдений. Как сенсорные, так и гностические дефекты неречевого слуха нуждаются в дальнейшем   специальном   экспериментальном   изучении   методами   экспериментальной   психологии,
психофизики, нейрофизиологии и др. Необходимо дальнейшее изучение как физиологических, так и психологических механизмов работы слуховой системы.
Нейропсихологический анализ нарушений работы разных уровней слухового анализатора важен, с одной стороны, для уточнения сведений о строении и функциях слуховой системы человека, а с другой —
для обогащения современных представлений об особенностях слухового восприятия, одного из сложных и пока мало изученных гностических процессов.












Список литературы

1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем - М.,Наука,1971.
2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение - М.Мир,1988.
3. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., 1981.
4. Доброхотова Т.А. Эмоциональная патология при локальных поражениях мозга - М., 1974.
5. Киященко Н.К., Московичюте Л.И. и др. Мозг и память - М., 1975.
6. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников М.,Роспедагенство,1997.
7. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология - М.:МГУ, 1988.
8. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы - М.:МГУ, 1985.
9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека - М., 2000.
10. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы - М., 1970.
11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии - М., 2001.
12. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти - М.,т.1,1974; т.2,1976.
13. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихологический анализ решения задач - М.,Просвещение,1966.
14. А.Р. Лурия и современная психология, МГУ, 1982.
15. Нейропсихологическая диагностика. Учебное пособие. П/ред. Е.Д.Хомской. М., 1994.
16. Хомская Е.Д. Нейропсихология - М.: МГУ,2002.

Комментариев нет:

Отправить комментарий