РЕФЕРАТ
Бихевиоризм
ПЛАН
1.
Историческая справка
2.
Суть бихевиоризма
3.
Плюсы и минусы
4.
Б.Ф.Скиннер
5.
Необихевиоризм
Б.Ф. Скиннера
6.
Научение по
Б.Ф. Скиннеру
7.
Бихевиорзм
и агрессия
8. Личность с точки зрения бихевиористского направления
Литература
1. Историческая справка
Более столетия
назад во всем мире начался усиленный рост промышленного производства, особое
место в этом принадлежало США. По истокам своего возникновения США являлись
продолжением европейской цивилизации, становясь крупнейшей державой мира с
гигантской индустрией.
В связи с этим
возникновение новых социально-экономических отношений способствовало появлению
такого течения в философии, как прагматизм (учение, возникшее в 70-х годах 19
века в США, признающее истиной лишь то, что дает практически полезные
результаты).
Прагматизм в свою очередь дал
путевку в жизнь бихевиоризму (Behavior — поведение) в психологии. Возникновению
бихевиоризма способствовало появление разработки условных рефлексов в
психологии и развитие зоопсихологии, как экспериментальной ветви психологии.
Американский
психолог Джон Уотсон в 1913 году определил психологию как науку о поведении,
отрицая категорию сознания, ссылаясь на методику И.П. Павлова об условных
рефлексах.
Более дальней
прародительницей бихевиоризма можно считать древнюю традицию ассоциаций,
основанную на предположении, что наша психика при получении информации
связывает ее с предыдущей информацией, т.е. возникают ассоциации. При этом
считалось, что при рождении наш разум не имеет никакой информации об окружающем
мире, по мере роста человека, он познает окружающий мир, и создаются
ассоциации.
В 30 — 50 годы
прошлого века Б. Скиннер разработал самую крайнюю форму бихевиоризма, которая
заключалась в концепции, что познание — это только набор отношений "стимул-реакция",
а вовсе не вид умственной деятельности. В его понимании мышление, как и внешнее
поведение, состоит из действий, зависящих от окружающей среды и от стимулов
получаемых от нее.
2.
Суть бихевиоризма
Д. Уотсон
считал, что в поведении человека нет ничего прирожденного, а все его
проявления, это результат внешней стимуляции, что он и пытался доказать изучая
младенцев. Если вернуться к нашему младенцу, то это означало, что он был
организмом, для которого основным стали "стимул" (раздражитель
внешней среды), "реакция" (ответ организма на раздражение) и
"связь" (ассоциация), сознание его еще спало. Малыш должен был
приспособиться к среде обитания. Возможно, что это был естественный ход
развития, человечества, философии и психологии.
Таким образом,
цель бихевиоризма — превращение психологии в область знания управляющую и
предсказывающую поведение. Исследования, проведенные на животных, бихевиористы
автоматически переносили на человека. Обучение животного — это повторение
(закон упражнения), т.е. выработка приспособительных реакций, затем
закрепление, установление прочной зависимости между стимулом и реакцией (закон
эффекта).
Бихевиористы
правильно определили зависимость поведения от воздействия среды, но не
учитывали обусловленности ответной реакции не только стимулам, но и внутренними
явлениями. Вероятно, к модели поведения человека можно было подойти, изучая
психику животных, но, не отрицая различия психики человека и животного.
Многие
психологические исследования того времени сосредотачивались на анализе ассоциаций.
Ассоциациями пытались объяснить поведение с помощью связей между переживаниями.
Эта идея основана на том, что при рождении наш разум — чистый лист бумаги,
который заполняется по мере познания окружающей среды. Торндайк проверял
ассоциативные решения с помощью экспериментов над кошками.
Уотсон считал,
что основой отношений организма к среде является "стимул-реакция" и,
следовательно, пользуясь различными раздражителями можно получить человека с
необходимыми качествами и любым поведением, не принимая во внимание ни
врожденные качества, ни убеждения, ни другие личностные качества.
В этой идее
чувствуется определенная направленность — получение вместо человека послушного
робота, которого программируют на выполнение только набора двигательных
функций, т.е. интересует только один исполнительский аспект в поведении
человека.
Эти идеи очень
близки фашистским или тираническим режимам, которым важно иметь слепое орудие в
своих руках, послушную рабочую или военную силу, не способную размышлять, а
лишь наученную слепо выполнять приказы.
3. Плюсы и минусы
В 30-е годы
прошлого века, во время экономического кризиса, стало ясно, что уже невозможно
сбросить со счетов роль социальной среды и отношение к ней человека, причем не
только внешние его реакции, но и его мотивы, настроения, установки.
И тут
бихевиоризм начал сдавать свои позиции: вначале американский психолог Роберт
Вудворте включил промежуточное звено — организм и его установки в схему
"стимул-реакция", разработал учение о мотивации; затем
необихевиористы Эдвард Толмен и Кларк Халл реформировали поведенческую
психологию, введя понятие "промежуточных переменных" (познавательных
и побудительных факторов между стимулом и реакцией). Но все это не могло
объяснить психологические механизмы обучения человека и даже животных.
Идея
бихевиоризма — превращение психологии в естественную науку о поведении
организма потерпела крах, т.к. сам организм не вписывался в эту схему. Таким
образом, наш младенец научился двигаться, но без включения сознания, его
поведение было идентично поведению животного.
Но надо отдать
должное, что появление бихевиоризма привело психологию к дальнейшему развитию
взглядов на организацию психики. Психологи этого направления обогатили науку,
но не в результате, а вопреки, потому что они не смогли удержаться на позициях
только лишь бихевиоризма, используя явления без которых невозможно было понять
смысл поведения.
Простота схемы
"стимул-реакция" давала возможность простого количественного описания
явления и математической обработки результатов, но полностью исключало
качественную характеристику психики.
4. Б.Ф.Скиннер
Беррес Фредерик
Скиннер родился в 1904 году в Саскуэханне, штат Пенсильвания. Атмосфера в его
семье была теплой и непринужденной, учение уважалось, дисциплина была строгой,
а награды давались, когда их заслуживали. На протяжении всего детства Скиннер
проводил много времени, конструируя роликовые самокаты, управляемые повозки,
карусели, духовые ружья и тому подобные устройства. Ему также нравились занятия
в школе, он вспоминал нескольких прекрасных учителей, которые дали ему хорошие
знания.
Скиннер получил
степень бакалавра гуманитарных наук по английской литературе в 1926 году в
Гамильтоновском колледже, небольшой гуманитарной школе в штате Нью-Йорк. Он
вспоминал, однако, что никогда по-настоящему не приспособился к студенческой
жизни. Он был разочарован отсутствием интеллектуальных запросов у
однокашников-студентов и к тому же совершенно раздосадован
некоторыми требованиями курса
обучения (например, ежедневным богослужением). По иронии судьбы Скиннер не
посещал ни одного психологического курса, будучи студентом. После колледжа
Скиннер вернулся в родительский дом и попытался стать писателем. Хотя он и был
воодушевлен письмом поэта Роберта Фроста, его желание быть писателем не привело
ни к чему хорошему: "Я бесцельно читал, строил модели кораблей, играл на
рояле, слушал только что изобретенное радио, строчил юмористические заметки в
местную газету, но больше ничего не писал и подумывал о визите к
психиатру".
5. Необихевиоризм Б.Ф. Скиннера
Необихевиоризм опирается на тот же самый принцип, что и концепция
Уотсона, а именно: психология не имеет права заниматься чувствами или
влечениями или какими-либо другими субъективными состояниями[1];
он отклоняет любую попытку говорить о «природе» человека, либо конструировать
модель личности, либо подвергать анализу различные страсти, мотивирующие
человеческое поведение. Всякий анализ поведения с точки зрения намерений, целей
и задач Скиннер квалифицирует как донаучный и как совершенно бесполезную трату
времени. Психология должна заниматься изучением того, какие механизмы
стимулируют человеческое поведение и как они могут быть использованы с целью
достижения максимального результата. «Психология» Скиннера – это наука
манипулирования поведением; ее цель –
обнаружение механизмов «стимулирования», которые помогают обеспечивать
необходимое «заказчику» поведение.
6. Научение по Б.Ф. Скиннеру
Через научение
мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, ценности, страхи,
личностные черты и самооценку. Если личность является результатом научения, то,
видимо, нам важно знать, что такое научение и как оно происходит.
Личность, с
точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение
жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения.
Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми (доступными
непосредственному наблюдению) действиями человека, как производными от его
жизненного опыта. В отличие от Фрейда и многих других персонологов, теоретики
бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими
структурами и процессами, скрытыми в "разуме". Напротив, они
принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого
поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления,
формирует человека.
Работы Скиннера
наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет
наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти
всецело поведение непосредственно обусловлено возможностью подкрепления из
окружающей среды.
Эксперименты Скиннера не занимаются выяснением
целей воспитания. Подопытному животному или человеку в эксперименте создаются
такие условия, что они ведут себя вполне определенным образом. Создается
впечатление, что Скиннер, говоря о культуре, все еще имеет в виду свою
лабораторию, в которой психолог действует без учета ценностных суждений и не
испытывает трудностей, ибо цель эксперимента для него не имеет значения.
Это можно объяснить, по меньшей мере, тем, что
Скиннер просто не в ладах с проблемой целей, смыслов и ценностей. Подобное
рассуждение движется в порочном кругу: мы удивляемся оригинальности, ибо
единственное, что мы в состоянии зафиксировать, - так это то, что мы
удивляемся.
Скиннер считает, что человек формируется под
влиянием социума и что в «природе» человека нет ничего, что могло бы решительно
помешать становлению мирного и справедливого общественного строя. Таким
образом, система Скиннера оказалась привлекательной для всех психологов,
которые относятся к либералам и находят в этой системе аргументы для защиты
своего политического оптимизма. Однако Скиннер привлекает не только этим, но и
тем, что ему удалось, умело вмонтировать в традиционно либеральные идеи
элементы ярого негативизма. В век кибернетики индивид все чаще становится
объектом манипулирования. Его труд, потребление и свободное время – все
находится под воздействием рекламы, идеологии и всего того, что Скиннер
называет положительным стимулированием. Кроме того, теория Скиннера звучит
очень убедительно, так как она (почти) точно «попадает» в отчужденного человека
кибернетического общества.
7. Бихевиорзм
и агрессия
Знание бихевиористской методологии очень важно
для изучения проблемы агрессии, поскольку в США большинство ученых, хоть как-то
причастных к проблеме агрессии, являются приверженцами бихевиоризма.
Агрессивность, как и другие формы поведения, является благоприобретенной и
определяется тем, что человек стремится добиться максимального преимущества.
Выдающиеся бихевиористы А.Басс и Л.Беркович
демонстрируют гораздо больше понимания эмоциональных состояний человека, чем
Скиннер, хотя в целом они поддерживают главный принцип Скиннера, гласящий, что
объектом научного наблюдения является действие, а не действующий человек.
Поэтому они не придают серьезного значения фундаментальным открытиям Фрейда,
т.е. не учитывают того, что поведение определяют психические силы, что эти силы
в основном находятся на бессознательном уровне и, наконец, что осознание
(«прозрение») как раз и является тем фактором, который преобразует
энергетический потенциал и определяет направленность этих сил.
Бихевиористы претендуют на «научность» своего
метода на том основании, что они занимаются теми видами поведения, которые
доступны визуальному наблюдению. Однако они не понимают, что невозможно
адекватно описать «поведение» в отрыве от действующей личности.
Основной бихевиористский тезис, согласно
которому наблюдаемое поведение представляет собой надежную с научной точки
зрения величину, совершенно ошибочен. На самом деле поведение различно в
зависимости от различия мотивирующих его импульсов, а они-то часто скрыты от
наблюдателя.
8.
Личность с точки зрения бихевиористского направления
Скиннеровский
радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ характерных
особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей.
В поведенческом
анализе человек рассматривается как организм, который обладает приобретенным
набором поведенческих реакций... [Он] - не порождающий фактор; он локус, точка,
в которой множество генетических условий и обстоятельств окружения соединяются
в совместном действии. Как таковой, он остается, несомненно, уникальным. Никто
другой (если у него нет идентичного близнеца) не обладает его генетическими
данными, и безоговорочно никто другой не имеет такого же личного прошлого,
которое присуще только ему. Следовательно, никто другой не ведет себя таким же
образом.
Следовательно,
по Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение
своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и
результатами, подкрепляющими его. В соответствии с этой точкой зрения,
индивидуальные различия между людьми следует понимать в терминах интеракций
поведение-окружение во времени. Изучать же предполагаемые свойства и
воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека - только терять
время.
Литература:
1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного
естествознания. Учебник под редакцией академика РАН М.Ф. Жукова.– 1997.
2. Американская социологическая мысль: Тексты/
под редакцией В.И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ,1994.
3. Рорти Р. Философия и зеркало природы. –1997.
Комментариев нет:
Отправить комментарий