РЕФЕРАТ
Что необходимо для пианистического успеха?
Что необходимо для пианистического успеха?
Разве не то же самое, что необходимо для всякого вообще успеха? Ничто не может
заменить настоящих ценностей.
Одним
из условий первой необходимости является, естественно, то, что многие называют
«музыкальным дарованием». Однако зачастую это понимается совершенно
превратно. Прошло уже, к счастью, время, когда музыка рассматривалась как
особого рода божественный дар, обладание которым само по себе уже лишало музыканта
всякой возможности претендовать на успех в других областях. Иными словами,
музыкальная одаренность представлялась столь своеобразным явлением, что, по
мнению некоторых заблуждавшихся людей, это изолировало музыкантов от мира,
ставя их особняком и отличая от остальных людей высокой культуры и благородных
устремлений.
Правда,
были знаменитые феномены в математикой в играх, подобных шахматам, проявлявшие
удивительные способности в избранной ими специальности, но в то же время
отличавшиеся чрезвычайной неразвитостью во многих других областях. Не так, по
крайней мере в наше время, обстоит дело с музыкой, ибо, хотя особая любовь к
ней и особая легкость в овладении ее спецификой и являются необходимыми, всё же
музыканты — это обычно люди широкого культурного диапазона, если они того
желают и готовы работать для этого.
Нельзя
согласиться с тем, будто очень тонко развитый слух является во всех случаях
существенно необходимым. Обладание качеством, известным под названием
абсолютного слуха, который очень многим представляется верным признаком
музыкальной гениальности, оказывается нередко помехой делу. Шуман не обладал
им, и Вагнер (если я не ошибаюсь) также не имел абсолютного слуха. Я обладаю
им, и способен, полагаю, уловить разницу в восьмую тона; нахожу, что это больше
мешает, чем помогает.
У моего
отца был абсолютный слух замечательной остроты, исключительно, так сказать,
тонкое ухо; он часто положительно не мог узнать хорошо знакомое произведение,
если оно исполнялось в другой тональности,— настолько по-иному оно для него
звучало. У Моцарта был абсолютный слух, но музыка в его время была гораздо
менее сложна.
Мы
живем в век мелодических и контрапунктических сложностей, и я не думаю, чтобы
так называемый острый слух или высокоразвитое чувство абсолютной высоты звука
имели очень много общего с подлинными музыкальными способностями. Физический
слух — это ничто; духовный слух, если можно так выразиться,— вот что
действительно имеет значение. Если, например, при транспонировании содержание
пьесы так тесно ассоциируется у музыканта с соответствующей тональностью, что
ему трудно играть ее в какой-нибудь другой, то это уже препятствие, а не
преимущество.
Невозможно
переоценить преимущества раннего обучения. Впечатления, полученные в юности,
оказываются самыми прочными. Я уверена, что пьесы, которые я разучивала в
возрасте до десяти лет, запечатлелись в моей памяти устойчивее, чем
произведения, над которыми я работала после того, как мне исполнилось тридцать.
Ребенок, готовящийся к музыкальной деятельности, должен заниматься музыкой в
раннем возрасте столько, сколько допускает его здоровье и восприимчивость. Откладывать
эту работу на слишком долгое время так же опасно для будущности ребенка, как и
перегружать его сверх того, с чем он в состоянии справиться умственно и
физически.
Дети
усваивают гораздо быстрее, чем взрослые — не только вследствие того
обстоятельства, что по мере продвижения учащегося работа становится все более и
более сложной, но также и потому, что ум ребенка куда более восприимчив. У
ребенка в возрасте между восемью и двенадцатью годами сила восприятия при занятиях
музыкой просто громадна; она меньше между двенадцатью и двадцатью годами, еще
меньше между двадцатью и тридцатью и часто ничтожно мала между тридцатью и
сорока.
Начало
— это дело такой огромной важности, что тут хорошо только самое лучшее. Этим я
не хочу сказать, что нужен самый дорогой учитель, — нужен учитель
основательный, внимательный, добросовестный, бдительный и опытный.
Фундамент—это та часть дома, которая требует максимальной крепости и прочности.
Все в нем должно быть солидным, крепким, устойчивым и надежным, чтобы выдержать
эксплуатационную нагрузку и испытание времени. Конечно, можно взять какого-нибудь
исключительно искусного учителя с отличной репутацией, который будет
превосходным преподавателем для подвинутого ученика, но может оказаться
неспособным заложить доброкачественный фундамент у начинающего. Фундаменту
нужна прочность, а не золотые орнаменты и мраморная облицовка, не красивая
декоративная отделка, ажурная работа, резьба.
Подобно
тому, как в больших городах обращаются к фирмам, сделавшим своей специальностью
закладку фундаментов в огромных строениях, так бывает часто разумно взять
учителя, специализировавшегося на обучении начинающих. В европейских
музыкальных школах почти всегда так и поступают. Не виртуозность нужна учителю
для начинающих, а скорее глубокая музыкальность и понимание детской психологии.
Упражняться,
упражняться и еще раз упражняться— в этом секрет ранних успехов в тренировке
ума и рук. Это в равной степени относится к играм вроде тенниса, бильярда и
гольфа. Вспомните о замечательных рекордах некоторых весьма юных мастеров этих
игр, и вы увидите, чего можно достичь в ранние годы.
Во всех
искусствах и науках по мере продвижения вперед трудности и препятствия как бы
возрастают в сложности, пока не будет достигнута точка, называемая мастерством;
затем эта тенденция словно превращается в обратную, пока не образуется нечто
вроде круга, следование по которому приводит нас вновь к точке простоты.
Пусть
учащемуся придаст духу знание того, что ему предстоит столкнуться со все
возрастающими трудностями, пока он не достигнет точки, где все трудные и сложные
проблемы разрешатся как бы сами собой, постепенно рассеиваясь в свете
совершенно прояснившегося дня. Это, по-моему, общий принцип, которому подчинены
почти все виды человеческой деятельности, и мне кажется, что учащийся должен
научиться применять его не только к своему собственному делу, но и к другим
занятиям и сферам деятельности. Этот универсальный жизненный путь,
начинающийся с рождения, восходящий к своей вершине в середине жизни и затем
переходящий ко все более и более простым средствам, пока смерть не замкнет
круга, есть своего рода человеческая программа, которой следуют, кажется, все
удачливые люди. Быть может, мы сумеем сделать нашу мысль более ясной,
рассмотрев эволюцию паровой машины.
В
искусстве фортепьянной игры мы наблюдаем во многом почти такую же кривую.
Сначала тут царила почти детская простота. Затем, по мере дальнейшего развития
этого искусства, мы обнаруживаем тенденцию к огромному техническому
совершенствованию и весьма большой сложности. Пятьдесят лет назад техника стояла
во главе угла. Искусство фортепьянной игры было искусством музыкального
спидометра — искусством сыграть как можно большее количество нот в возможно
кратчайшее время. Конечно, были тогда гиганты — Рубинштейны, Листы и Шопены,
поставившие свою технику на службу своей художественной миссии; но публика
была ослеплена техникой — лучше сказать, пиротехникой. В настоящее время мы
обнаруживаем, что линия окружности
устремляется вновь к точке простоты (Как
известно из дальнейшего хода событий, этот прогноз оказался несколько
преждевременным — по крайней мере, по отношению к буржуазному искусству:
лишнее доказательство того, что линия исторического развития определяется
законами иными и более сложными, чем
полюбившаяся Гофману «теория круга».).
Требуется скорее большая красота в сочетании
с достаточной техникой, нежели огромная техника, лишенная красоты.
Техника
представляет материальную сторону искусства, как деньги представляют
материальную сторону жизни. Всеми способами добивайтесь прекрасной техники, но
не мечтайте, что она одна принесет вам художественное удовлетворение. Тысячи,
миллионы людей видят в деньгах основу великого счастья, а скопив огромные
состояния, убеждаются, что деньги—это лишь одна из внешних деталей, могущих или
не могущих содействовать настоящей удовлетворенности жизнью...
Техника—это ящик с инструментами, из которого
искусный мастер берет в определенное время и для определенной цели то, что ему
нужно. Простое обладание этими инструментами еще ничего не значит; инстинкт —
художественная интуиция, подсказывающая, когда и как ими пользоваться,— вот что
важно. Это все равно, что открыть ящик и найти именно то, что требуется в
данный момент.
Существует
техника, которая освобождает, и техника, которая подавляет артистическое «я».
Всякая техника должна быть средством выражения. Совсем нетрудно накопить
технику, которая будет почти бесполезной. Я вспоминаю случай с одним музыкантом
в Париже, который в течение восьми лет изучал контрапункт, гармонию и фугу, а
по истечении этого времени оказался неспособным применить что бы то ни было из
своих познаний в практическом музыкальном творчестве. Почему? Потому что все
свое время он потратил только на сухую технику композиции, а не на
действительное творчество. Он рассказал мне, что в течение многих лет пытался
связать свою технику с художественной стороной дела — писать сочинения в
которых была бы настоящая музыка, а не только отражение безжизненных технических
упражнений.
Техника
должна с самого начала идти рука об руку с подлинным музыкальным развитием. Ни
то, ни другое нельзя изучать изолированно друг от друга; одно должно
уравновешивать другое. Учитель, дающий ученику продолжительный курс чистой
техники, не перемежающийся вдумчивым изучением настоящей музыки, воспитывает
музыкального механика, ремесленника, а не артиста.
Например,
нередко приходится слышать, что гаммы не являются необходимыми в фортепьянной работе. Хорошо
сыгранная гамма — поистине прекрасная вещь, только их редко играют хорошо,
потому что недостаточно в этом упражняются. Гаммы — это одна из самых трудных
вещей в фортепьянной игре; и каким образом учащийся, который стремится
подняться над уровнем посредственности, может надеяться на успех без основательной
и серьезной тренировки во всякого рода гаммах,— этого я не представляю. Я знаю,
напротив, что меня по этой части муштровали неустанно, и я благодарен за это
всю мою жизнь. Не презирайте гамм, а постарайтесь лучше сделать их красивыми.
Умелый
учитель всегда сумеет найти какую-нибудь пьесу, могущую послужить иллюстрацией
того, как применяются и что дают в результате
использованные (В работе с
учеником) технические приемы. Есть тысячи пьес, где применяются гаммы, аккорды,
арпеджии, терции и т. д., и учащийся ободрится, обнаружив, что то, над приобретением
чего он так упорно трудился, может стать источником выражения прекрасного в
настоящем музыкальном произведении. По моему мнению, такие пьесы с самого
начала должны быть частью регулярной программы обучения; именно это я и имею в
виду, когда говорю, что работа учащегося над техникой и освоение им музыки
должны с самого начала идти рука об руку.
Употребление
педали — это особое искусство. К несчастью, у многих она служит средством
прикрыть недостатки — маскировкой неточностей и плохого туше. Ею пользуются,
как вуалетками, которые носят увядающие вдовушки, чтобы скрыть морщины.
Педаль
— это даже нечто большее, чем средство окраски. Она создает фон, который так
необходим в художественном исполнении. Вообразите картину, написанную без всякого
фона, и вы получите приблизительное представление о том, какой эффект дает
правильно употребляемая педаль в фортепьянной игре. Мне всегда казалось, что
она играет в фортепьянном исполнении ту же роль, что духовые инструменты в
звуковой массе оркестра. Духовые инструменты создают обычно нечто вроде фона
для звучания других инструментов. Кто присутствовал на репетиции большого
оркестра и слышал, как скрипки репетируют одни, а затем вместе с духовыми
инструментами,— тот верно поймет мою мысль. Как и когда
применять педаль для достижения определенных эффектов — на изучение этого
может уйти почти вся жизнь. С самого начала, когда учащийся познаёт, какой
дурной эффект получается, если держать «громкую» педаль нажатой во время
исполнения двух неродственных аккордов, и до того момента, когда его учат
пользоваться педалью для достижения воздушных эффектов, подобных самым тонким и
нежным оттенкам в живописи, — изучение
педали неизменно представляет источник интереснейших экспериментов и открытий.
Нет и
не может быть жестких правил в применении педали. Это такая область
фортепьянной игры, где должен всегда предоставляться широчайший простор.
Например,
при исполнении произведений Баха на современном фортепьяно оказалось, что
существует множество неясностей в отношении уместности применения педали.
Баховская музыка, исполняемая ныне на клавиатуре современного фортепьяно, в
большей своей части была написана в оригинале для клавикорда или для органа. Клавикорд имел очень короткий
звук, несколько напоминающий стаккато нынешнего фортепьяно, тогда как орган
обладал и обладает способностью давать тянущийся звук большой силы. Вследствие
противоположной друг другу природы этих двух инструментов и того
обстоятельства, что многие не знают, было ли данное произведение написано для
клавикорда или для органа, некоторые пытаются подражать органной звучности и
держат педаль все время или почти все время, другие же пытаются подражать клавикорду
и вовсе воздерживаются от употребления педали. Эти крайние теории, так же как и
все крайние теории вообще
Можно,
играя одну пьесу, представлять себе клавикорд, играя другую,— орган. Никакого
вреда от этого не будет, тогда как превращение современного фортепьяно с его
ярко выраженными специфическими звуковыми свойствами в клавикорд или в орган
непременно приведет к звуковым злоупотреблениям.
Педаль
в такой же степени составляет часть фортепьяно, как регистры и коппулы — часть
органа или медные тангерты — часть клавикорда. С художественной точки зрения
невозможно так замаскировать звук фортепьяно, чтобы заставить последнее
звучать наподобие органа или клавикорда. Даже если бы это было возможно, то
ведь клавикорд — инструмент устаревший, в то время как музыка Баха составляет
до сих пор неотъемлемую часть современной музыкальной литературы.
Если бы
меня спросили, что является абсолютно необходимым условием воспитания
пианиста, я бы ответила: «Прежде всего — хороший руководитель». Под этим я
подразумеваю не только хорошего учителя, но скорее наставника, лоцмана, который
сумел бы присмотреть за первыми шагами юноши на поприще его будущей
деятельности. Что касается лично меня, то мне повезло: мой отец был
профессиональным музыкантом, который знал мои музыкальные возможности и с
самого начала глубоко интересовался моей карьерой, повседневно, не только как
отец, но и как художник, руководя мною и направляя мой путь в ранние годы моей
жизни. Судьба — это такая загадочная тайна; учащийся в молодости может иметь
лишь смутное представление о том, что предстоит ему в будущем. Поэтому так существенна
необходимость в наставнике.
В заключение позвольте мне сказать учащемуся:
«Работайте всегда упорно, стараясь дать все, что в ваших силах. Обеспечьте
себе, если вы в состоянии сделать это, надежного наставника и положитесь на
его советы в отношении вашей карьеры. Конечно, даже при наилучших советах
кое-что всегда остается на долю судьбы — того странного стечения обстоятельств,
которое могло бы даже заставить иного уверовать в астрологию с ее учением о
том, будто наш путь на земле направляется звездами. В 1887 году, когда я
одиннадцатилетним мальчиком играл в Вашингтоне, я был представлен некоей юной
лэди—дочери сенатора Джемса Б. Юстиса. Мне и во сне не снилось, что из всех тех
девушек, которых сотнями знакомили со мной в течение моих концертных поездок,
именно она через некоторое время станет моей женой. Судьба играет свою роль —
но не поддавайтесь соблазну обманчивой веры в то, будто успех и все прочее
зависят от судьбы, ибо важнейший фактор — это все же упорный труд и разумное
руководство».
Комментариев нет:
Отправить комментарий